MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки

О формировании информационной культуры предприятия. Капустин Н.А.
10.05.2012, 11:16
О формировании информационной культуры предприятия

Капустин Н.А.

Конкурентоспособность современного предприятия во многом зависит от наличия в его структуре информационной системы (ИС). Эффективность деятельности ИС и предприятия в целом напрямую зависит от той информационной культуры, которая на нем сложилась. Информационная культура предприятия — это совокупность сложившихся взглядов, стереотипов, систем мотивации и оценки, а также отношение к информации руководителей и персонала предприятия, т.е. те ценности, установки и правила поведения, которые влияют на осознание информационных потребностей, процессы сбора, накопления, обработки, распространения, понимания и использования информации. При этом ключевым является отношение к информации и знаниям как к важнейшему ресурсу, определяющему потенциал и перспективы развития предприятия.

Информационная культура предприятия определяется спецификой области деятельности производства (предметной области), которая характеризуется степенью упорядоченности, формализации, интенсивностью и разнородностью информационных процессов. Информационные процессы, в свою очередь, зависят от организационной и функциональной сложности бизнес-процессов системы, уровня неопределенности внешней среды, правовых условий осуществления информационной деятельности предприятия.

Создание, внедрение и эксплуатация ИС, накопление и возможность доступа к огромным массивам различной информации, представленной в машинном виде, в том числе и вне организации (например, в сети Интернет), безусловно, оказывают влияние на информационную культуру предприятия. С другой стороны, внедрение и применение автоматизированных информационно-технологических систем не гарантирует того, что информация будет использоваться более разумно и эффективно и само по себе не решает проблем отношений пользователей к информационным ресурсам.

Информационные технологии и информационные сети — лишь инструменты, помогающие использовать информацию и знания для повышения эффективности деятельности предприятия. Для информационного менеджера предприятия необходимо знать, как используют информацию потребители, чтобы иметь возможность влиять на ее использование, в том числе путем создания соответствующих программно-технических средств и конфигурации ИС.

Таким образом, одной из важнейших задач информационного менеджмента предприятия является формирование и поддержание такой информационной культуры предприятия, которая соответствовала бы ее функциональному назначению, целям и стратегии развития.

Основные положения, определяющие информационную культуру и информационное поведение пользователей ИС предприятия, можно сформулировать следующим образом [1]:

1. Информационная культура является частью общей производственной культуры предприятия. При этом следует рассматривать два аспекта проявления информационной культуры: при информационном взаимодействии с внешней средой и при информационном взаимодействии и отношении к информации внутри предприятия.

2. Информационная культура и поведение пользователей и возможности ИТ-инфраструктуры и ИС предприятия в целом взаимообусловлены и должны быть адекватны и согласованы между собой. Информационная культура является одним из факторов, определяющим как эффективность информационных процессов, так и стратегию развития ИС предприятия.

3. Информационная культура предприятия определяет доминирующий тип информационного поведения ее сотрудников.

4. Информационное поведение персонала предприятия проявляется в виде реакции, т.е. характера взаимодействия или бездействия персонала:

♦ при получении той или иной информации — как она интерпретируется, обрабатывается и передается, как и для чего используется;

♦ при наступлении некоторого события — как и какая информация при этом формируется или не формируется. Тип реакции (поведения) при этом соотносится с такими свойствами порождаемой информации, как «объективность», «достоверность», «точность», «полнота», «актуальность», «истинность».

Таким образом, тип информационного поведения идентифицируется совокупностью реакций человека на определенные события или получение некоторой информации и в целом может характеризоваться такими понятиями, как «адекватность», «своевременность», «сокрытие», «искажение», «дезинформация».

5. В общем случае разные функциональные службы и подразделения предприятия имеют разные модели и подходы к процессам сбора, обработки, распространения и использования информации, т.е. их информационная культура и поведение также различны. В то же время информационное поведение сотрудников даже функционально идентичных подразделений предприятия также может быть различным.

Кроме того, необходимо различать информационные потребности и поведение менеджеров и исполнителей. При этом следует иметь в виду, что функциональные роли «менеджер» и «исполнитель» необходимо рассматривать относительно иерархии управления и ответственности. В этом смысле имеет место определенная двойственность, поскольку один и тот же человек может одновременно являться и руководителем, и подчиненным.

6. Следует различать функциональное и дисфункциональное
информационное поведение сотрудников предприятия.

Функциональное информационное поведение сотрудников обеспечивает нормальное, бесконфликтное функционирование ИС и совершенствование рабочих процессов, т.е. адекватно целям, задачам и стратегии развития предприятия: учитываются все необходимые для осуществления деятельности события — формируется соответствующая объективная, достоверная, полная и своевременная информация.

Дисфункциональное информационное поведение, наоборот, способствует усилению негативных тенденций, дезорганизации, снижению управляемости и может привести к нарушению нормального функционирования предприятия (информация искажается, предоставляется в неполном объеме или не своевременно, обмен информацией излишне зарегламентирован и затруднен, сотрудники не проявляют инициативы или даже скрывают такую информацию).

7. Информационная культура и информационное поведение существенным образом зависят от сложившейся на предприятии формальной и неформальной системы иерархий, ответственности и субординации, а также этики служебных и неслужебных отношений.

С этой точки зрения информационное поведение сотрудников и информационная культура предприятия определяются:

♦ организационными факторами, условиями и установленными правилами осуществления информационной деятельности, в том числе стилем руководства (авторитарность, коллегиальность) и процедурами принятия решений;

♦ технологическими факторами — наличием соответствующих программно-технических средств и умением их использовать;

♦ социально-психологическими и этическими факторами и условиями взаимодействия между пользователями в процессе совместной информационной деятельности, в том числе системой стимулирования и контроля, формированием положительной мотивации к активному сотрудничеству и обмену информацией;

♦ внешними факторами, характеризующими степень воздействия окружающей среды на информационную культуру предприятия.

Выбор конкретной совокупности функций менеджмента в общем случае зависит от множества указанных факторов и является практически уникальным для каждого предприятия. При этом модели (методы, способы, средства) и организация выполнения этих функций должны быть взаимно согласованны. Например, если модель контроля неадекватна модели планирования, то проверить реальный ход выполнения работ будет практически невозможно. Если модель системы контроля не согласована с моделью системы стимулирования, то может возникнуть либо конфликт с исполнителями (недостаточное стимулирование), либо перерасход ресурсов на стимулирование.

Дисфункциональное поведение по отношению к информационным ресурсам связано с сокрытием информации, стремлением к ее монополизации, созданием препятствий к ее получению. В частности, выделяют пять основных типов дисфункционального информационного поведения менеджеров предприятия:

1) волевая нерешительность — оттягивание принятия решения под предлогом необходимости сбора дополнительной информации и/или дополнительного анализа имеющейся информации;

2) поведенческая регрессия — при столкновении с новыми проблемами менеджеры обращаются к несущественной, второстепенной информации, начинают выполнять ряд функций за своих подчиненных, не доверяя им, что, в свою очередь, способствует развитию безответственности сотрудников;

3) интеллектуальная деградация («паралич») — утрата способности определять и осознавать реальные информационные потребности, выявлять и гибко реагировать на проявление новых тенденций, адаптироваться и изменять подходы к решению проблем;

4) реактивное поведение — в неординарных, кризисных ситуациях имеющаяся информация игнорируется, полностью не используется, не анализируется, принимаются скоропалительные непродуманные решения;

5) «зацикленность» на контроле — при возникновении новых проблем вместо анализа и выявления истинных причин и поиска необходимой для этого дополнительной информации механически увеличивается объем контрольной информации и используются прежние методы анализа; это не только поглощает значительную часть времени, но и усиливает атмосферу общей пассивности и инертности.

Конечные пользователи и менеджеры предприятия, осуществляющие сбор, обработку и анализ информации, весьма чувствительны к тому, как представляет и оценивает их деятельность руководство. При этом им легче увидеть и опознать дисфункциональность информационного поведения менеджеров и руководства предприятия, не согласующегося с заявленными целями, установками и стилем взаимодействия.

В процессе внедрения и развития ИС помимо информационного поведения пользователей ИС приходится решать сложные организационные и психологические проблемы, связанные с реорганизацией и изменением содержания рабочих процессов, переобучением пользователей и администраторов информационных систем. В большинстве случаев все это сопровождается определенными психологическими коллизиями и происходит на фоне некоторой напряженности в коллективе. Рассмотрим некоторые причины, связанные с психологическими аспектами информатизации (не касаясь известной проблемы преодоления психологического барьера и страха перед компьютером).

Среди разработчиков информационных систем нередко практикуется «технический» подход к своей деятельности. Программисты увлекаются поисками типа «как добиться того-то» в новой версии, «как сэкономить больший объем памяти» и т.п., и часто находят в этом свое основное занятие, сосредотачивая усилия на совершенствовании программно-технических решений. Особенно это относится к так называемым универсалам, работающим в нескольких различных проблемных областях. При таком стиле работы прикладные аспекты информационной системы — ее функциональные, информационные и эксплуатационные характеристики — обычно не прорабатываются в достаточной степени. Увлекаясь программно-технической конкретикой, забывают о функциональности и удобстве использования ИС.

Работа специалистов с такой профессиональной ориентацией особенно опасна на начальном этапе проектирования информационных систем, поскольку ведет к недопустимому упрощенчеству. Недостаточное внимание к прикладным вопросам приводит к тому, что информационная система внедряется долго и болезненно, а затем долго дорабатывается, не принося нужного эффекта, дискредитируя тем самым саму идею информатизации.

При внедрении любой ИС осуществляется решение большого числа проблем, в том числе касающихся совершенствования информационной культуры предприятия. Одна из основных задач этого направления — обобществление информации, формируемой и используемой различными подразделениями и сотрудниками организации. Естественно, это встречает сопротивление со стороны отдельных «незаменимых» работников, владеющих некими ноу-хау или тайными знаниями, необходимыми для нормального функционирования организации.

Решение другой задачи ИС — сокращение трудоемкости рутинных учетно-регистрационных операций (типичный пример — бухгалтерия). Здесь также имеют место случаи некоего саботажа из-за боязни потерять простую работу, не требующую высокой квалификации и интеллектуальных усилий.

Встречаются случаи сопротивления и со стороны сотрудников центра информационных технологий. В основном это связано с нежеланием переучиваться, осваивать новые информационные технологии, выполнять дополнительную работу и т.п. Однако встречаются случаи сопротивления (и даже вредительства), обусловленные профессиональными причинами, когда внедрение новых информационных технологий в определенной степени отрицает то, что делалось раньше. Обычно эта ситуация возникает с приходом новых людей, которые продвигают новые технологии или подходы.

Поэтому понятно, что создание, внедрение, развитие и использование ИС — это сложный, многогранный процесс, успех которого очень часто определяется не только совершенством технических и организационных решений, но и в значительной степени психологическими причинами. Только административным давлением преодолеть сопротивление и инерцию покоя персонала при внедрении новых информационных технологий, как правило, не удается. Каких-либо универсальных рецептов решения указанных задач предложить сложно. Хотя, представляется, что профессиональные психологи этой проблеме уделяют еще недостаточное внимание (и психологическим аспектам инноваций вообще).

Таким образом, одной из главных задач информационного менеджмента предприятия является увязка информационной культуры и поведения со стратегией развития предприятия и его информационной системы.



Литература
1. Никитин А.В. Управление предприятием (фирмой) с использованием информационных систем: Учеб. пособие / А.В. Никитин, И.А. Рачковская, И.В. Савченко. - М.: ИНФРА-М, 2007.
Категория: 08.00.00 Экономические науки | Добавил: GOD | Теги: информационной, Капустин, культуры, Н.А., предприятия., формировании
Просмотров: 3773 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]