MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 08.00.00 Экономические науки

Электронное пособие "моделирование экономических процессов в среде excel с помощью задач линейного программирования и т.д.". Ершов Б.Л.
10.05.2012, 11:15
Электронное пособие "моделирование экономических процессов в среде excel с помощью задач линейного программирования, задач теории игр и методов корреляционного и регрессионного анализа"

Ершов Б.Л.

В настоящее время одной из актуальных задач является создание и внедрение электронных учебников. Эта работа включает в себя две составляющих:

· разработка сценария курса;

· подбор и изложение учебного материала;

· кодирование материала и сценария в среде подходящего программного средства.

В нашем понимании электронный методический материал независимо от его типа (учебник, учебное пособие, методические указания и т.д.) должно решать задачу обучения посредством воздействия, по возможности, на все виды памяти человека (слуховая, зрительная, моторная). Его действие не должно сводиться только к демонстрации материала, постановке тестовых вопросов и, в лучшем случае, диагностированию ответа по принципу "верно – неверно". Создания полноценного электронного материала очень трудоемко и должно, по возможности, выполняться коллективами не менее двух-пяти человек.

Настоящая работа выполняется студентами, являющимися членами клуба Prog&Web нашего филиала. Моя роль как руководителя коллектива сводится к разработке сценария цикла занятий, подбору и изложению учебного материала, руководству студентами в части оформления учебного материала средствами web-дизайна и консультированию их в части способов реализации эффектов, повышающих динамичность и наглядность изложения содержания учебного пособия. На долю студентов ложатся задачи проектирования отдельных разделов пособия и кодирования информации в формате web-страниц.

Как следует из заголовка статьи, круг вопросов проектируемого учебного пособия охватывает вопросы:

· моделирование экономических процессов средствами задач линейного программирования;

· моделирование экономических процессов средствами задач теории игр;

· моделирование экономических процессов средствами корреляционного и регрессионного анализа (по существу, прогнозирование на основе построения линейного уравнения регрессии).

Реализация проекта предполагается в течение учебного года. Поэтому вопросы тестирования знаний в первой версии проектируемого информационного продукта не предусмотрены.

Создаваемый информационный продукт будет представлять собой комплекс тематически связанных web-страниц, имеющий гибкую систему навигации и встроенную справочную систему. Такой выбор программной среды реализации обусловлен легкостью внедрения в текстовый материал графических, звуковых и видео материалов. Пособие ориентировано на эксплуатацию в среде Internet Explorer 5.0 и более старших версий, т.к. он обеспечивает наиболее полную поддержку языка Dynamic HTML. В качестве программных средств, позволяющих получить решения конкретных задач, будут применены приложения "Поиск решения" и "Регрессия", входящие в состав табличного процессора Excel.

Учебный материал основан на [1] – [4] и будет построен по следующей идеологии. Для каждого класса задач будет показана общая постановка задачи, схема подготовки данных и формулировка задания на вычислительный процесс.

Решение конкретных задач линейного программирования и теории игр будет выполняться по схеме "приведение частной задачи к общему виду – проектирование вычислительного бланка на основе типовой схемы подготовки данных – формулировка задачи на вычислительный процесс – реализация вычислительного процесса приложением "Поиск решения".

Решение задач на прогнозирование будет выполняться по схеме "подготовка данных по типовой схеме – применение приложения "Регрессия" – интерпретация полученных результатов".

Таким образом, у студентов будут вырабатываться навыки решения задач и полезные стереотипы действий. Конечно, такой подход не представляется бесспорным, т.к. внешне должен приучать студентов мыслить шаблонно. С другой стороны он дает студенту инструмент для решения задач, не рассматривающихся в настоящем пособии.

Структура проектируемого электронного пособия показана на рис. 1. Прямоугольниками показаны web-страницы пособия и подсистемы. Тени у прямоугольников показывают множество тематически связанных страниц. Сплошными тонкими стрелками показана передача управления от одной страницы к другой, пунктирными стрелками – запросы информации, толстыми стрелками – потоки запрошенной информации. Из каждого раздела пособия возможен возврат или в оглавление, или в головную страницу.

Головная страница пособия является аналогом титульного листа книги и позволяет перейти в оглавление или закрыть окно электронного пособия. Оглавление будет представлять собой список заголовков тем и учебных вопросов, оформленных как текстовые или графические ссылки. При надвигании курсора мыши на пункт оглавления во всплывающем окне будет появляться краткая справка по этому пункту.

Разделы пособия будут являться самостоятельными подсистемами информационного продукта, выполненными в виде web-страниц. Разделы "Задачи линейного программирования" и "Задачи теории игр" на головной странице содержат общую постановку задач и ссылки на конкретные задачи. Раздел "Прогнозирование" на головной странице также содержит теоретический материал. На последующих страницах будет показано применение приложения "Регрессия" и демонстрироваться конкретное задание.

В web-страницах разделов также будут использоваться всплывающие окна для демонстрации справочных сведений и пояснений. Справочная подсистема на рис. 1 показана как централизованная подсистема пособия. На самом деле в первой версии продукта она будет распределенной. Реализация справочной подсистемы будет организована в виде всплывающих окон. Всплывающие окна будут создаваться средствами объектов "Уровень" или как новые окна, открывающиеся броузером Internet Explorer.

К сожалению, ранние сроки проведения конференции (с начала семестра прошло всего 2,5 месяца) не позволяют представлять более или менее законченную работу. Настоящая статья всего лишь позволяет очень поверхностно представить конечный результат.

Выводы:

1. Разрабатываемое учебное пособие может быть использовано при изучении курсов "Информационные технологии (по направлениям коммерция, экономика, управление)".

2. В статье определена структура электронного пособия, приведены основные сведения по интерфейсу пользователя и идеологии изучения материала.

3. Средством реализации проекта является технология создания web-страниц на основе языка Dinamic HTML. Выбор этой технологии объясняется составом коллектива разработчиков. Все члены клуба Prog&Web являются студентами 1 курса, владеющими в разной степени техникой работы с текстовыми документами и графикой, но не изучавшими программирование. Избранная технология для них является единственно возможной для завершения проекта в течение года к конференции, проводящейся в апреле месяце.

Литература

1. Ершов, Б.Л. Основы информационных технологий в экономике : Учеб. пособие / Б.Л. Ершов; Иван. гос. энергет. ун-т, Иваново, 2009

2. Ершов, Б.Л. Основы информационных технологий в управлении : Учеб. пособие / Б.Л. Ершов; Иван. гос. энергет. ун-т, Иваново, 2009
Биллинг, В.А., Дехтярь, М.И. VBA Office 97. Офисное программирование: М.: Издательский отдел "Русская редакция" ТОО "Channel Trading Ltd", 1998.
Категория: 08.00.00 Экономические науки | Добавил: GOD | Теги: Электронное, экономических, Пособие, задач, помощью, моделирование, линейного, Excel, среде, процессов
Просмотров: 2435 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]