Главная » Файлы » Научные статьи » 24.00.00 Культурология |
Спецификапрофессиональной культуры специалистов по связям с общественностью в сфере ФКиС Румянцева О.В.
08.08.2019, 12:28 | |
Профессиональная культура специалиста – одна из наиболее актуальных проблем сегодняшней России, так как от этого зависят перспективы подлинного реформирования страны. Формирование профессиональной культуры будущего специалиста – одна из основных задач высшей школы, системы образования, которая в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации. Основополагающими элементами феномена профессиональной культуры являются культура и профессия. Если культура является общим, родовым понятием, определяющим способ организации жизнедеятельности человека, то профессиональная культура обозначает то же самое, но в более узкой сфере деятельности, которой является профессия. Таким образом, профессиональная культура представляет собой совокупность теоретических знаний и практических умений и навыков, присущих определенному виду труда, это – совокупность норм, правил и моделей поведения людей в условиях выполнения определенной специфической деятельности. В ней, как в любой другой отрасли культуры, «действуют два начала – консервативное, обращенное к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращенное к будущему и созидающее новые ценности». Консервативные или традиционные элементы, такие, как нормы, правила, традиции – являются интегрирующим механизмом профессиональной культуры и позволяют сохранять специфику профессии и организации. Традиционные элементы призваны обеспечить преемственность профессиональной культуры, посредством традиции происходит трансляция ценностей, осуществляется коммуникация работников. В настоящее время вузовское профессиональное образование в области связей с общественностью можно охарактеризовать как «естественный эксперимент», в ходе которого в зависимости от образовательного учреждения и особенностей преподавательского состава вуза акцент при подготовке PR- специалиста может смещаться в сторону смежных специальностей: журналистики, маркетинга, рекламы. Недостаточное количество преподавателей, профессионально занимающихся связями с общественностью, предопределило излишнюю теоретизированность обучения. Накладывает свой отпечаток на профессиональное образование специалистов по связям с общественностью и «неразвитость» самой PR-отрасли, в частности проявившаяся в существовании модели «черного» PR. Быстро меняющаяся социальная среда порождает новые требования к системе высшего профессионального образования, к его качеству и содержанию. Как показывают материалы исследований, выпускники вузов в настоящее время в достаточной мере владеют фундаментальными знаниями в профессии и способностью осуществлять исследовательскую деятельность, но не готовы к выполнению профессиональных обязанностей, эффективным действиям в конкретной профессиональной ситуации. Это подтверждает и исследование предпочтений работодателей, проведенное группой компаний HeadHunter (hh.ru), работающей на рынке интернет-рекрутмента с 2000 года. По данным исследования, работодатели желают видеть в своем штате универсального специалиста, который владеет инструментами PR, рекламы и маркетинговых исследований, имеет опыт организации крупных мероприятий, обязательно свободно владеет английским языком и умеет работать с cms- системами (Content Management System), а идеально – разбирается в SEO (от англ. Search Engine Optimization – это комплекс мероприятий, целью которых является улучшение позиций корпоративного сайта компании или интернет- магазина в выдаче поисковых систем по конкретным запросам). Ко всему этому должно прилагаться грамотное владение русским языком, умение сходу формулировать мысли, быстро писать тексты без потери их качества и приятная внешность. Портрет «идеального» PR-специалиста выглядит так: • образование – высшее, по гуманитарной специальности или по специальности «Связи с общественностью»; • журналистский талант и творческое мышление; • налаженные связи в СМИ, государственных органах и деловой среде; • знание основ маркетинга, брендинга и рекламы; • владение русским языком; • владение компьютером: офисным пакетом и несколькими графическими программами; • свободное владение одним или несколькими иностранными языками; • знание специфику и нюансов деятельности компании; • в совершенстве владение современными информационными технологиями (в том числе – web-технологии и Интернет-инструменты продвижения компании); • опыт организации крупных мероприятий. Это подтверждают требования работодателей, которые они выдвигают при описании вакансий. Сфера ФКиС предъявляет, помимо вышеперечисленных требований, несколько других, среди которых: 1. Знания в области ФКиС, вовлеченность в спортивный процесс – необходимо для структурного, комплексного и в то же время нестандартного подхода к PR-процессу. Например, знания об альтернативном спорте: ролики, горные лыжи, сноуборды, серфинг, горный велосипед – помогут привлечь определенные целевые группы, повысить лояльность (пример: McDonald's и Олимпиада. Лояльность посетителей невольно возрастает, когда они чувствуют себя причастными к поддержке мирового спорта, а им об этом напоминают всего лишь 5 колец на каждом стаканчике). Целевая аудитория спортивной коммуникации в группе «альтернативный спорт» – это совершенно разные слои населения. Помимо подростковой аудитории, которая финансово может себе позволить только скейты и ролики, альтернативным спортом увлекаются люди со средним и высоким достатком – в зависимости от «ценового порога входа» в каждое конкретное направление. И если те же сноуборды и лыжи – это просто недешево, то хели-ски или серфинг – это откровенно дорого. Чтобы скатиться с дикой горы, надо как минимум оплатить подъем туда на вертолете. Чтобы поймать волну, нужно оплатить поездку и проживание на лучших пляжах с учетом, что погоду нередко приходится дожидаться по нескольку дней. И, кстати, яхтенный спорт – это тоже альтернатива. 2. Знание методов работы со специфичными целевыми группами: фанаты, болельщики, спортсмены, спортивные журналисты, – которые являются особыми зрителями, часто субъективно оценивающими происходящие спортивные и околоспортивные события, и потому требующие особых форм организации коммуникации. 3. Знания форм и методов работы со спортивными СМИ. Учитывая тот факт, что специфика спортивной соревновательной деятельности в непредсказуемости результата, необходимо устанавливать определенного рода коммуникации среди представителей внешней общественности, являющихся как коммуникаторами, так и реципиентами в информационном спортивном и околоспортивном пространстве. 4. Спорт – уникальное социальное явление, обладающее важной характеристикой для целевой аудитории, – зрелищностью. В связи с этим возникает следующее требование работодателей – умение представить в позитивном свете спортивное и околоспортивное событие, деятельность спортсмена, др. К примеру, в условиях усиливающейся коммерциализации олимпийских игр подготовка отечественных олимпийцев должна включать и мощное PR- сопровождение спортсменов: задача заключается в создании благоприятного образа статуса спортсмена, независимо от того, выиграл ли он или проиграл. Человек, выступающий за олимпийскую сборную страны, пусть даже и проигравший, не должен выглядеть в глазах общества неудачником. Последний яркий пример – 2 место на Олимпиаде у Евгения Плющенко: он вернулся непроигравшим, он приехал за своей платиновой медалью. Спорт сегодня – это модно, выгодно и перспективно. Спортивная и околоспортивная индустрия постоянно развивается, расширяя сферы своего влияния. В этой связи PR-специалист должен находиться в авангарде событий, участвовать в процессе, посредством сознательной организации коммуникации, с целью достичь плодотворные отношения между организацией и ее аудиториями путем установления плодотворной двусторонней коммуникации. Румянцева О.В. | |
Категория: 24.00.00 Культурология | | |
Просмотров: 779 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |