Главная » Файлы » Научные статьи » 22.00.00 Социологические науки |
09.05.2012, 20:30 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Завтрашняя жизнь: справедливая демографическая политика в России
Проблема формирования эффективной демографической политики была поставлена президентом В. В. Путиным, подчеркнувшим угрозу критического сокращения народонаселения страны: «Фактически мы стоим сегодня у кризисной черты — за 13 последних лет число умерших граждан страны превысило число родившихся на 11,2 млн человек»[1]. В реалиях современности главной задачей становится снижение смертности, повышение рождаемости, принятие эффективной миграционной политики. «Это, – по мнению президента, – позволит стабилизировать численность населения России уже в ближайшее время»[2]. Правительством разработан план демографического развития на ближайшую перспективу, основной акцент которого сделан на многодетные семьи, как потенциал преодоления демографического кризиса в России. Был принят законопроект о материнском капитале, государственных пособиях гражданам, имеющим детей, и другие проекты, направленные на стимулирование рождаемости. Когда я слушаю дискуссии о путях решения демографической проблемы, передо мной вновь и вновь встает вопрос: почему все меры по выходу из кризисной демографической ситуации столь традиционны и консервативны? При чтении рассуждений о материнском капитале у меня возникает странное ощущение, что все это написано преимущественно для «сельской молодежи» или той части молодежи, которой просто делать нечего и за душой ничего, а власть перед ними поставила задачу: «Плодиться и размножаться!». Вольно или невольно, но закрадывается вопрос: что нужно стране количество или качество? Впрочем, ответ известен – главное это проценты выполнения плана. Никто не сомневается, что в далеких сельских районах и аулах этот план будет выполнен и перевыполнен. Это ли нужно стране XXI века с перспективами Hi Tech и IT технологий (Industrial Technology, Information Technology)? Каким образом можно достичь не столько количества, сколько качества в результате осуществления демографической политики? Конечно за счет ускорения естественного, социального и интеллектуального отбора, совершаемого ежегодно, когда миллионы бывших школьников устремляются в новую, взрослую жизнь, становясь студентами колледжей, институтов и университетов. Там они попадают в иную реальность и сталкиваются с проблемами, в решении которых реальная демографическая политика им не помогает. Дух свободы кружит головы вырвавшимся из под контроля и опеки родителей. Здоровый прагматизм и расчет на перспективу становятся уделом очень немногих. Мы живем в эпоху столкновения традиционной морали, основанной на авторитарной иерархии взрослых, и современных технологий Интернета, новых возможностей самореализации молодых людей. А что предлагает «новая» демографическая политика, одетая в наряды традиционного благочестия, принуждая современных Ромео и Джульетту к ханжеским поступкам и искусственному прерыванию незапланированной никем, кроме природы, беременности. В конечном итоге получается, что все, выдержавшие «испытания» школьной партой и ЕГЭ, исключаются из биологически естественного периода решения вопроса о качественном воспроизводстве интеллектуального будущего страны. Эта позиция никак не связана с биологическим расизмом, она обусловлена современными данными генетики. Достоверно установлено, что множество психологических и интеллектуальных характеристик человека определяется именно генами, например, такие фундаментальные качества как активность и пассивность, экстравертность и интровертность, самостоятельность и зависимость, альтруизм и эгоизм, интеллектуальность и глупость. Эволюционные механизмы природы проявляются в избирательности полового поведения человека, обозначаемого в науке термином «ассортативности» браков. Особи с определенными значениями генетических (поведенческих и физиологических) признаков предпочитают вступать в брак с подобными себе. Самые важные поведенческие характеристики людей (уровень интеллекта, социальный статус) весьма существенно изменяют степень ассортативности браков. Исследования показали, что среди людей с низким IQ (ниже 70 единиц) – более 30% не оставляют потомства, с IQ от 101 до 110 – бездетны 10%, а среди тех, у кого IQ выше 131, лишь 3-4% не имеют детей[3]. Специальные исследования показали, что психологическое сходство супругов не связано с психологической "притиркой", а вызвано именно ассортативностью. Из-за своей похожести люди и женятся. На поведенческом уровне ассортативность браков обеспечивает, по мнению А. А. Зубова, психофизиологическую эволюцию человека как вида. «Человек приобрел способность накапливать большое количество информации и жить индивидуальным опытом в большей степени, чем генетическим», но это «…неотъемлемая часть всей биологической сущности человека». Если мы будем сравнивать человека современной популяции и человека древней популяции Homo sapiens, то по масштабу информационного статуса среднего человека мы сталкиваемся с видовой «…изменчивостью, причем по главному «магистральному» параметру. Вот здесь настоящее ускорение эволюции, стремительное ускорение»[4]. Данное положение весьма интересно, поскольку фиксирует параллельность биологической и технологической эволюции, и её главный вектор – естественный отбор на интеллектуальность. Следовательно, современная демографическая политика должна не палки вставлять в колеса эволюции, а подстраиваться к универсальным законам природы и стимулировать воспроизводство качественного человека. Корректировка современной демографической политики должна заключаться в восстановлении принципов справедливости с точки зрения биологии, психологии, социальных отношений и интеллектуального потенциала развития России XXI века. Поэтому, главным направлением справедливой демографической политики должны стать студенты и молодые специалисты. Эта категория молодежи больше других нуждается в материальной и моральной поддержке. Опьянение свободой слишком часто заканчивается искусственным прерыванием первой беременности. По данным специалистов, наибольшее количество абортов осуществляется молодежью в возрасте от 20-до34 лет (см. приложение). Большую часть из них составляют женщины, получающие высшее образование. В итоге возможна бездетность, но, прежде всего, это разрыв отношений между близкими людьми, моральные травмы, депрессии и строительство отношений на основе жесткости и цинизма. Что делать в этой ситуации молодежи, если реальные материальные возможности государства близки к минимуму? Ответ только один: необходима изящная модернизация демографической политики, направленная исключительно на поддержку материнства и детства полных и неполных семей студентов и молодых специалистов, работающих на государство. Во-первых, Введение в училищах, колледжах, вузах спецкурсов, подготавливающих студентов к проблемам отцовства и материнства. Эту подготовку желательно проводить на занятиях физической культуры или культурологии. Преподавать могут работники системы «Брак и семья», сотрудники женских консультаций и т.д. Во-вторых, в случае рождения ребенка мамой – студенткой необходимо продлить им возможность пребывания в роддоме с прохождением обязательного курса интенсивного обучения по уходу за ребенком. В-третьих, необходимо дополнительное пособие или сохранение стипендии молодым матерям-студенткам, особенно обучающимся вдалеке от семьи родителей, нежелающим прерывать процесс обучения. В-четвертых, необходимы государственные гарантии предоставления молодым матерям-студенткам или студенческим семьям отдельных комнат в общежитии, даже за счет уплотнения мужской части студенчества. В-пятых, необходимо создать атмосферу моральной поддержки полных и неполных семей студентов, оказания им реальной помощи со стороны социальных и медицинских работников: консультации, предоставление мест для лечения и отдыха в профилакториях, организация передачи детских вещей. В-шестых, крайне необходима государственная информационная политика по поддержке материнства и детства на телевидении, радио, при издании специальной и популярной литературы для молодых семей. Забавно, чтобы получить право вождения автомобиля необходимо долго учиться и сдавать экзамены, но для того, чтобы стать родителями ничего не нужно. Основное внимание я акцентировал на студентах, так как считаю их теми людьми, которые обеспечат качество демографической политики, а их дети будут воспроизводить наиболее эффективный генетический и интеллектуальный потенциал развития России в эпоху становления глобального информационного производства, досуга и общения.
Использованные источники и литература 1. Эволюция homo sapiens. Традиционные механизмы и новые факторы // Человек. 1997. № 6. – С.86-97; 1998. № 1. – С.41-49. 2. Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. Пер. с англ. – М.: Мир, 1984.– 566 с. 3. NEWSru.com 20.06.2006. 4. http://demography.narod.ru/ Приложение ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ (аборты) ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
Данные приведены по учреждениям системы Минздравсоцразвития России. Источник: http://demography.narod.ru/ [1]Источник: NEWSru.com 20.06.2006. [2] Источник: NEWSru.com 20.06.2006. [3] См.: Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. Пер. с англ. – М.: Мир, 1984.– С. 414-416. [4] Эволюция homo sapiens. Традиционные механизмы и новые факторы // Человек. 1997. № 6. – 1997. С. 93. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: 22.00.00 Социологические науки | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 3596 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |