MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 14.00.00 Медицинские науки

Дополнительные формы оздоровительной физической культуры для детей с нарушениями произвольной регуляцией деятельности. Кутьин И.В.
08.08.2019, 19:13
В последнее время во всем мире наблюдается повышенный интерес к проблеме детей, испытывающих трудности в обучении. Это объясняется несколькими причинами.

Изменение уровня и темпа жизни, рост цивилизации, сопровождающиеся быстрым развитием науки, техники, компьютерных технологий, усложнение школьных программ, предъявляет к детям повышенные по сравнению с прошлым требования. В этих условиях затруднения психологической и социальной адаптации, которые возникают у детей вследствие сниженного интеллектуального потенциала, выявляются все чаще. Увеличивается количество детей с нарушениями произвольной регуляции деятельности, далее НПРД. Согласно данным ВОЗ, в настоящее время наблюдается повсеместное отставание биологического возраста развития детей от паспортного в пределах нормы реакции, варьирующей в диапазоне 0,5 - 1,5 лет. Первые 12 лет жизни ребенка оно чаще всего носит функциональный характер и может быть скорректировано при помощи целенаправленных физических упражнений, нацеленных на активизацию и развитие определенных структур мозга.

Цель нашей работы: Разработать и научно обосновать методику оздоровительной физической культуры для коррекции нарушений произвольной регуляции деятельности у детей, возникающих в младшем школьном возрасте.

Объектом исследования является методика оздоровительной физической культуры для детей с НПРД.

Предметом исследования является изменения в поведении детей в результате применения предложенной методики оздоровительной физической культуры для детей с НПРД.

Гипотезой – методика оздоровительной физической культуры для коррекции нарушений произвольной регуляции деятельности младших школьников, построенная с учетом основных положений концепции замещающего онтогенеза, индивидуально-возрастных функциональных и психических особенностей развития детей и методами физической культуры будет способствовать быстрому и эффективному формированию произвольной регуляции ребенка.

Задачи исследования:
1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию НПРД.
2. Определить особенности психо-функционального состояния детей.
3. Выявить степень нарушений произвольной регуляции деятельности
4. Разработать программу для работы с детьми адаптированную к общеобразовательной школе.

Методы исследования:
 педагогическое наблюдение;
 педагогический эксперимент;
 психологическое тестирование (Вербальные тесты, тесты личности, психограммы, тесты имитации;
 двигательное тестирование (Денверский скрининг-тест, тесты на оценку прыжков, бега, ловкости, напряжения и расслабления мышц);
 стабилография;  математическая статистика.

Базой организации исследования является 1–2 классы ГОУ СОШ СВАО No290 г. Москвы. В исследовании принимало участие 84 ребенка 1-х и 2- х классов. Нами были сформированы контрольные и экспериментальные группы в которые входили дети как с НПРД так и без (это было условием школы).
Занятия проходили по нашей экспериментальной методике:
1 экс. группа 2 подгруппы по 8–10 человек в каждой.
Работа 6 раз в неделю по 45 мин.
2 экс. группа: 2 подгруппы по 8–10 человек в каждой.
Работа 2 раза в неделю по 45 мин.
Занятия проходили по школьной программе физической культуры:
1 контр. группа: 2 подгруппы по 8–10 человек в каждой.
Работа 2 раза в неделю по 45 мин.

На основании проведенного нейрофизиологического и психологического обследования, а также психо-функционального состояния учащихся 1–2 классов начальной школы ГОУ СОШ No 290 СВАО г. Москвы были выявлены особенности функционального развития, характерные для данной возрастной группы по г. Москве (неспособность выполнения нормативов ФК в общеобразовательной школе по 1 и 2 классам, трудность в понимании элементарных вербальных тестов, психограмм), что было подтверждено мониторинговым обследованием учащихся образовательных учреждений. У 70 % обследованных детей наблюдалось нарушение регуляции движений. В основном это проявлялось в неспособности ребенка программировать поведение, в нарушении произвольной памяти, произвольного внимая и повышенной утомляемости.

Экспериментальная методика
Нами разработана программа оздоровительной физической культуры для детей младшего школьного возраста с нарушениями произвольной регуляции деятельности, которая должна способствовать устранению данной проблемы. Программа рассчитана на 3 этапа. На 1-м этапе (1 четверть) проходило психо-физиологич. и физическое тестирование и распределение детей по подгруппам. Каждая подгруппа имела однородный состав, 50% детей с НПРД, 50%-норма. Также проводились занятия по ОФП. На 2 этапе (2-3 четверть) проводились занятия по разработанной нами методике. Так как по результатам исследования были выявлены отклонения в развитии уровня «С» (по Бернштейну Н.А.) у большинства обследуемых (примерно у половины), то подбирались упражнения направленные на овладение уровня «С».

Для этого мы первоначально работаем над слаженностью движений, а также на четкость и ритмичность выполнения различных упражнений, затем предлагались упражнения на различные перемещения и точные, целенаправленные движения рук и ног. И, наконец, включалось выполнение действий целой цепочки последовательных движений, которые все вместе решали ту или иную двигательную задачу. Исходные положения и выполняемые в каждом периоде методики движений соответствуют определенной ступени развития функции движения.

Особую значимость имеет строгая последовательность выполнения физических упражнений, инициирующих развитие более высокого уровня координации движений. Продолжительность занятия составляла 45 минут. В вводной части урока длительностью 7–9 минут уделялось большое внимание дыхательным упражнениям и упражнениям разминочного характера подготавливающими организм к последующей нагрузке. В основной части урока использовались специальные, корригирующие упражнения, направленные на устранение нарушений ПРД. Также в занятия включались упражнения с различными предметами (скакалки, обручи, гимнастические палки и т.д.) для разнообразия методов физической культуры и повышения интереса детей к занятиям. Упражнения строились путем повышения интенсивности нагрузки от более простых к более сложным и путем многократного повторения движений.

Продолжительность этой части составляло 25–30 минут. В заключительной части занятия использовались упражнения направленные на приведение организма в спокойное состояние – расслабляющие и дыхательные упражнения.

Продолжительность этой части 5–7 минут. После 2 этапа (окончание 3 четверти) было проведено предварительное тестирование. На 3 этапе (4 четверть) проводится заключительное тестирование для определения эффективности предложенной нами методики.
Результаты тестирования – табл. 1, 2, 3, 4. Таблица 1
Результаты «Денверского скрининг-теста» (кол-во сек)
1 гр. 2 гр. контр. гр.
1 обследование 5,41 5,33 5,27
2 обследование 5,64 5,58 5,34
Таблица 2
Результаты прыжка с места в длину (см)
Таблица 3
Результаты ловкости (количество успешных попыток)
Таблица 4
1 гр. 2 гр. контр. гр.
1 обследование 121,2 120,5 120,6
2 обследование 126,4 124,9 124,1

1 гр. 2 гр. контр. гр.
1 обследование 4,4 4,5 4,4
2 обследование 4,6 4,6 4,5

до
1 гр. 2 гр. контр. гр.
вперед 90 85 87
назад 83 81 82
вправо 116 117 119
влево 115 115 118

после
1 гр. 2 гр. контр. гр.
вперед 100 94 91
назад 89 86 85
вправо 120 120 120
влево 119 118 119

Результаты средних значений показателей устойчивости стабилографии (%):
Как видно из всех рисунков, полученных результатов в двигательных тестах, а следовательно и в совершенствовании управления движениями 1-я группа, которая 6 раз в неделю занималась физическими упражнениями по 45 минут дополнительной формой оздоровительной физической культурой. Теперь нам предстоит доказать влияет ли при этом только количество занятий или структура и содержание.

Литература
1. Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе / М.Г. Битянова. – М, 1998.
2. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности / Н.Н. Бугаева // Нач. школа. – 2004. – No 2.
3. Варламова А.Я. Школьная адаптация / А.Я. Варламова. – Волгоград, 2005.
4. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткин. – М.: Образование, 1996.
5. Никоненко В.К Адаптация первоклассников к школе // Интернет- ресурс: Netparents. ru., 02.10 2006.
6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М., 2001.
7. Платонова А.А. Успешное завтра будущего первоклассника / А.А. Платонова // Нач. школа. – 2005. – No 5.
8. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И.П. Подласый. – М., 2002.
9. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь: учеб.-метод. пособие / З.Л. Шинтарь. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 119 с.
Категория: 14.00.00 Медицинские науки | Добавил: GOD
Просмотров: 708 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]