MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 14.00.00 Медицинские науки

Возрастнополовые и индивидуально-типологические особенности показателей координации движений детей 8–10 лет. Андреева А.М.
08.08.2019, 15:47
Введение. Современные представления о природе индивидуальных различий моторной одаренности людей формировались более века. Существование моторных профилей, т.е. различных устойчивых соотношений силы, быстроты, гибкости, выносливости, хорошо известно. Взаимоотношения моторных профилей с конституциональными особенностями человека широко изучались в исследованиях Э.Г. Мартиросова, Б.А.Никитюка, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькина, В.В. Зайцевой, И.В. Никишина, В.Б.Шварца и др. Было показано, что конституция человека служит определяющим фактором многих физических качеств и психических проявлений жизнедеятельности человека. Исследованиями Никишина И.В. (1994) показано, что эурисомия сочетается с высокими проявлением силы и быстроты, тогда как лептосомия – с наивысшим проявлением аэробной выносливости.

В то же время, современные представления о природе индивидуальных различий в характере управления движениями только зарождаются. В то время как вопрос конституциональной обусловленности тех двигательных качеств (кондиционных), которые зависят от особенностей энергообеспечения, глубоко разработан (Корниенко И.А. 1994, Сонькин В.Д., 2000, Тамбовцева Р.В., Панасюк Т.В., Маслова Г.М., 1994, Зайцева В.В., 1995, Никишин И.В., 1994, Изаак С.И., 2005), проблема типологии в сфере управления движениями и связанными с ней проявлениями ловкости во всем своем многообразии остается неразрешенной (Лях В.И., 2006).

Основной задачей работы было изучение степени влияния пола, возраста, типа телосложения, типа нервной системы и особенностей энергообеспечения на показатели системы управления движениями младших школьников.

Методика. Обследовали 89 детей 8–10 лет, учащихся школ г. Москвы, не занимающихся активно спортом. Программа обследования одного ребенка включала: антропометрию, психофизиологическое, психомоторное тестирование, стабилографию, двигательные тесты. Перед началом исследования педагоги школ и родители всех детей были ознакомлены с их целями, задачами и процедурами и дали письменное согласие на проведение обследований детей. Испытуемые (учащиеся школ) принимали участие в эксперименте во внеурочное время.

Для определения различий в структуре координации движений младших школьников в несвязанных группах, соответственно полу, возрасту, соматотипу, типу нервной системы, особенностям энергообеспечения применяли крите-рий Манна – Уитни.

По полу дети были разделены группу мальчиков (n=51) и девочек (n=38), по возрасту – на группу младшую (7–8,5 лет, n=39) и старшую (9–10,5 лет, n=50). По типу телосложения нами были выделены две группы детей: лептосомная (n=20) и эурисомная (n=54). По результатам соматотипирования была выделена также группа детей неопределенного типа (n=15), но в анализ по U- критерию она не вошла.

Психофизиологическая методика «Теппинг-тест», используемая в работе, на основе анализа частоты движений испытуемого и построения кривой, характеризующей силу нервных процессов позволяет определить тип нервной системы ребенка. Выпуклому типу кривой соответствует сильная нервная система, ровному – нервная система средней силы, нисходящему – слабая, промежуточному и вогнутому – средне – слабая. Для определения влияния типа нервной системы на показатели координации движений разделили детей на две группы: с средней силы и сильной нервной системой (n=36) и со средне – слабой и слабой (n=38).

Для определения особенностей энергообеспечения детей была использована эргометрическая модель Мюллера по методике Сонькина, Корниенко, Воробьева (2004) для расчета индивидуальных характеристик энергообеспечения по результатам двух беговых тестов. На основании результатов бега на спринтерской (30 м) и стайерской (1000м) дистанциях были рассчитаны следующие показатели W900, характеризующий мощность аэробной энергетической системы, и W40, характеризующий мощность анаэробно-гликолитической энергетической системы. В литературе нет четких критериев и стандартной методики для разбиения детей по типу преобладающего энергообеспечения. Поэтому деление на две группы производили по отношению W40/W900. Получили диапазон значений от 1,27 м/с до 1,81 м/с. Присвоили представителям преобладающего аэробного энергообеспечения (n=33) интервал этого отношения 1,27–1,5, а представителям анаэробного (n=37) – 1,51 – 1,81 м/с.

Результаты статистического анализа (табл. 1) показали, что тип нервной системы, телосложения и энергетики детей данной выборки не оказывает влияния на показатели сферы управления движениями, которые, видимо, не вписываются в модель конституциональной (кондиционной) обусловленности двигательных качеств.

Вывод
Структура координационных способностей детей младшего школьного возраста не может быть включена в симптомокомплекс конституциональной принадлежности, поскольку она не зависит от типа нервной системы, телосложения, типа энергообеспечения и других характеристик, формирующих тип синтетической конституции человека.

Таблица 1

Сравнительная характеристика показателей управления движениями значимо различающихся у детей младшего школьного возраста в зависимости от их индивидуально – типологических особенностей по критерию Манна – Уитни (p<0,05)

ПОЛ ВОЗРАСТ ТЕЛОСЛОЖЕ НИЕ ТИП НС ПОКАЗАТЕЛИ ЭНЕРГООБЕС-ПЕЧЕНИЕ
U Z U Z U Z U Z U Z
Треморометрия, касаний/с*
626,0
0
2,02 681,00 1,52 434,00 -0,55 560,5
0
-0,59 539,50 -0,67

Координациометрия, касаний/с
848,5
0
0,35 548,50 3,01 447,00 -0,58 573,5
0
-0,62 550,50 0,53

Простая зрительно- моторная реакция, мс
686,5
0
-2,05 393,00 4,57 507,50 0,03 588,0
0
-0,85 617,00 0,14

Помехоустойчивость, мс 705,0
0
-1,89 492,50 3,71 495,50 0,18 610,5
0
0,60 616,50 0,14

Длительность цикла движения, с

863,0
0
0,11 424,00 4,11 480,00 -0,27 580,5
0
0,56 564,00 -0,55

Ошибка коррекции, % 753,0
0
1,48 519,50 -3,48 377,00 -1,63 578,0
0
-0,96 603,00 -0,30

Очки, стабилограф. тест «Мишень»

462,0
0
-0,56 357,00 -2,14 274,00 -0,34 337,0
0
0,67 510,00 0,16

Ош. прыжка в длину на 1⁄2, см

672,0
0
2,17 885,50 0,34 368,00 -1,74 625,0
0
-0,44 611,00 -0,21

Метание в цель, попадания
714,0
0
1,81 643,00 -2,42 482,50 0,34 637,5
0
-0,30 602,00 -0,31
114

Координационный комплекс
840,5
0
0,73 514,50 3,52 464,50 0,56 488,0
0
-1,95 625,00 0,05

Статическое равновесие (глаза закрыты), с
896,5
0
-0,24 535,00 -3,35 441,50 0,84 547,5
0
1,30 468,00 1,85

«Бег к цифрам», с 772,5
0
-1,12 521,50 3,31 477,00 -0,31 619,5
0
0,32 501,50 -1,30

«Смена положений», циклы

797,5
0
1,09 613,00 -2,68 399,50 -1,36 567,5
0
1,08 461,00 1,93

Андреева А.М.
Категория: 14.00.00 Медицинские науки | Добавил: GOD
Просмотров: 728 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]