MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 14.00.00 Медицинские науки

Закономерности эволюции медицинских благ и теоретические подходы к их определению. Моисеенков Д.И.
25.05.2012, 21:25
Закономерности эволюции медицинских благ и теоретические подходы к их определению

Моисеенков Д.И. - магистрант кафедры ЭУПТ СУ ИФ РГТЭУ
Научный руководитель д.э.н., проф. Луховская О.К.

Медицинские блага в современной экономике все больше приобретают товарную форму. Это позволяет рассматривать сферу здравоохранения и медицинскую услугу чисто с экономической точки зрения. Сфера удовлетворения потребностей в медицинских услугах составляет предмет экономики здравоохранения как области научных знаний. Используя классическую версию теории общественного блага, все медицинские блага следует разделить на чисто общественные, смешанные и частные

Ключевые слова: здравоохранение, медицинское благо, услуга, теория общественного блага, товар, потребительская стоимость

Рассматривая строение медицинских благ, современные исследователи сталкиваются с немалыми сложностями анализа их экономического содержания, что, прежде всего, связано с особой спецификой их внутреннего содержания и отсутствием единой их классификации в законодательной практике. Достаточно часто данные блага исключаются из материального богатства народа.

Вместе с тем, позволим допустить утверждение, что медицинские блага в процессе своей эволюции все больше приобретают товарную форму. Это позволяет рассматривать сферу здравоохранения чисто с экономической точки зрения, а экономический потенциал медицинских организаций как совокупность материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов обеспечивающих рост спроса на медицинские товары и услуги.

Таким образом, в рамках системы общественного разделения труда здравоохранение следует рассматривать в качестве обособленного вида экономической деятельности. Проявляясь в тех или иных экономических формах, медицинская услуга проходит все стадии формирования, сохранения, воспроизводства и распределения.

Продукт - это средство удовлетворения потребности, и в то же время - результат труда. Обобщая данные определения, представим продукт в сфере здравоохранения как результат труда, созданный ради улучшения здоровья нации. Охарактеризовать эту способность продукта удовлетворять какую-либо потребность - значит оценить его потребительские качества, потребительную стоимость и тем самым охарактеризовать продукт с содержательной стороны"[3].

Однако сделать это применительно к продуктам, создаваемым в отрасли здравоохранения достаточно сложно в связи с тем, что само понятие "медицина" имеет множество смыслов, основными из которых являются:

- согласно Гиппократу, медицина заключается в том, чтобы устранять все излишнее из организма и возмещать то, чего ему недостает; другими словами, это есть искусство восстанавливать равновесие в организме.

- по Герофилу, медицина есть наука о здоровье и знакомство со всеми агентами, способными его сохранить.

- по Гоффману, это искусство пользоваться физическими и химическими науками для сохранения здоровья[5].

- система научной практической деятельности, имеющая целью укрепление и охрану здоровья человека, продление его жизни посредством оздоровления внешней среды, предупреждения и лечения болезней[6].

Действительно, продукты отрасли здравоохранения, также как и продукты образования, науки, культуры относятся к результатам нематериального производства. Однако в группе отраслей сферы услуг куда относятся все названные отрасли, у здравоохранения свое место - свой вид экономической деятельности, своя продукция и технология ее производства. Определить его следует исходя из определения медицины как сферы здравоохранения.

Здравоохранение как отрасль экономики включает экономических субъектов, занятых в медицинской деятельности. Именно с этим узким определением здравоохранения связана идентификация данной отрасли в системе отраслей экономики. Сфера удовлетворения потребностей в медицинских услугах2 (укреплении и охране здоровья человека, продлении его жизни посредством оздоровления внешней среды, предупреждения и лечения болезней) составляет предмет экономики здравоохранения как области научных знаний.

Потребность в медицинской деятельности удовлетворяется в процессе потребления медицинского блага. Анализ теории "общественных товаров", разработкой основ и понятий которых занимались У. Маццол, М.Олсон, П. Самуэльсон, Дж. Стиглиц, П. Майсгрейв и многие другие классики экономической теории позволяет рассмотреть основы механизмов классификации медицинских благ. Мы коснемся лишь отдельных аспектов современной интерпретации этого понятия.

Используя классическую версию теории общественного блага, все медицинские блага следует разделить на чисто общественные, смешанные и частные "в зависимости от того, кто получает полезность, выгоду от потребления экономических благ, а также в зависимости от того, кто их производит"[4]. В группе общественных товаров выделяются чистые общественные блага - "общественные блага, обладающие одновременно двумя свойствами - невозможностью и нежелательностью их нормирования".[1] К ним, следует отнести такие общественные блага как осмотр и консультация врачей, назначение лечения, общеклинические и общелабораторные обследования, флюорография и другие.

По мнению авторов [3] выгода (польза) от потребления данных благ "неразделимо распределена между всеми. Численность пользователей может расти, при этом предельные издержки предоставления блага каждому присоединяющемуся к потреблению равны нулю. Если появляется потребитель, не желающий оплачивать благо, оно ему будет предоставлено даром, потому что технологически невозможно отстранить неплательщика, не нанеся ущерб потреблению добросовестных пользователей".

"Индивидуальные товары и услуги, которые государство обязывает потреблять своих граждан"[4] в группе общественных товаров, выделяются как категория смешанно-общественных благ. К ним, например, относится общелабораторные обследования, которые могут быть предоставлены как в качестве общественного блага - по программе государственных гарантий, так и по инициативе пациента - платно. Право на медицинский осмотр предоставляется всем потребителям медицинских услуг, т.е. это услуги являются своеобразными объектами оптовой реализации. При этом данную услугу следует отнести и к индивидуальной или "розничной". Делимость медицинских услуг позволяет реализовать ее за плату. Вместе с тем процесс индивидуального потребления происходит в рамках массового обслуживания. При этом совместном потреблении может возникнуть ситуация полной неконкурентности: когда в процессе обследования есть значительное количество отказавшихся от обследования. Однако у совместного потребления существуют границы, определяемые нормами (количеством) предоставляемых государством услуг. При приближении к этим границам неконкурентность полностью исчезает.

Помимо ограниченной неконкурентности смешанным благам присуща ограниченная неисключаемость, которая свидетельствует о том, что в процессе потребления блага часть полезного (вредного) эффекта, достается другому субъекту, который не воспользовался данным благом и не заплатил за него. Обеспечить полную исключаемость при производстве смешанных благ невозможно. Та часть эффекта производимого блага, которую получает не заказывавший ее субъект, называется внешним эффектом. Так, полезность лабораторного обследования в виде предупреждения и последующего лечения болезней, которое получил пациент, может быть в определенной мере передана им людям не прошедшим обследование, но входящих в его окружение. Круг получателей полезности услуги медицинского обследования, в этом случае шире, чем число обследуемых.

Среди смешено-общественных благ культуры выделяют такую разновидность, как "merit goods, толкование перевода которых отличается разнообразием: их называют социально значимыми, заслуженными, благами, обладающими особыми достоинствами и благами, истинная ценность которых потребителям неизвестна. Это такие блага, при производстве которых в связи с низким уровнем исключаемости создается значительный положительный внешний эффект. Социально значимые блага общество желало бы сделать обязательными для своих членов. Спрос на эти блага со стороны частных лиц отстает от "желаемого обществом", поэтому государство побуждает индивидуумов к увеличению потребления этих благ, во-первых, с помощью бюджетных расходов, т.е. предоставляя определенные блага бесплатно (например, услуги флюрографии), во-вторых, организуя деятельность благоворителей, предоставляющих гранты создателям благ"[4].

Нежелательность исключения социальных услуг из потребления отдельных граждан вызвано, с одной стороны, их особой значимостью для жизнедеятельности человека - особом значением здравоохранения в оздоровлении человека. С другой стороны, тем, что частный рынок выталкивает наименее обеспеченных граждан за свои пределы, не обеспечивая удовлетворения важнейших социальных потребностей всему населению. Поэтому "в рыночной экономике обеспечение и производство общественных благ, в том числе социальных услуг, в значительной степени осуществляется государством, которое при этом выполняет также свою функцию перераспределения реальных доходов населения от высших слоев к низшим, исправляя еще один недостаток рынка"[2].

Используя ту же версию социальных благ, другие исследователи конкретно уточняют, что их производство осуществляется совместными усилиями государства и частного сектора. Так, например, сложившиеся пропорции государственного и частного участия в производстве благ здравоохранения на российском рынке, таковы, что государство и муниципальные образования обеспечивают предоставление общественно необходимого (конституционного) уровня медицинских благ с помощью государственных и муниципальных организаций и их бюджетного финансирования. В то же время частные производители медицинских благ обеспечивают предоставление услуг сверх общественно необходимого уровня. В связи с этим, государство и муниципальные образования учреждают и финансируют муниципальные бюджетные учреждения здравоохранения (МБУЗ).

Наряду с этим, следует признать, что продукт здравоохранения должен иметь прежде всего некую потребительскую стоимость, т.е. быть медицинским благом. Использование понятия "медицинское благо" в такой версии предполагает обязательное его свойство - наличие потребительной стоимости, в противоположном случае (догадываемся мы) продукт здравоохранения, не имеющий потребительную стоимость, не является медицинским благом.

Таким образом, носителем экономических отношений медицинское благо, воплощающее затраты общественного труда, становится тогда, когда оно обладает общественной потребительной стоимостью и является продуктом сферы здравоохранения.

Список используемой литературы.

1. Айдаев Г.А., Бабич А.М.,Егоров Е.В. Хозяйственный механизм в социальной сфере.- Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1995.- С.20

2. Бабич А.М., Жильцов Е.Н.,Егоров Е.В. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М.: ПМБ РАУ.1993.- С.45

3. Луховская О. К. Управление развитием культурного потенциала регионов России в современной экономике: монография / Луховская О. К. - М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2008 гг.

4. Чарная И.В. "Введение в экономику культуры: учебное пособие.- /М.:МГУКИ, 2006.-126

5. dommedika.com›infekctions/262.html

6. medical-enc.ru
Категория: 14.00.00 Медицинские науки | Добавил: GOD | Теги: определению., подходы, Моисеенков, Закономерности, Д.И., их, эволюции, медицинских, теоретические, благ
Просмотров: 4059 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]