Главная » Файлы » Научные статьи » 13.00.00 Педагогические науки |
Учет проблем туристской индустрии в профориентационой работе вуза туристского профиля. Семкин Д.Р.
08.08.2019, 15:30 | |
Туризм меняется вместе с миром, и в начале XXI века он стал одним из ведущих направлений социально-экономической и культурной жизни большинства государств и регионов мира, а туристская индустрия – неотъемлемым элементом потребительских моделей и социального поведения значительной части населения. По оценкам практиков одной из самых сложных задач для современного высшего менеджмента компаний является организация выполнения тактических целей подразделений таким образом, чтобы в итоге выполнялись стратегические цели организации. Профориентационная работа высшей школы России сегодня ориентирована на выполнение требований Болонского процесса, который декларирует бакалавриат и магистратуру как две важнейшие ступени образования. Важнейшей задачей высшего профессионального образования в РГУФКСМиТ является сохранение лучших традиций отечественной школы высшего образования по подготовке кадров. В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается на предприятие - в основное звено экономики. На предприятии производится нужная обществу продукция, оказываются разнообразные услуги. Там сосредоточены квалификационные кадры, решаются вопросы эффективного использования ресурсов, применения современной техники и технологии, получения высококачественных товаров и услуг, пользующихся спросом. Растущая конкуренция на всех сегментах сегодняшнего рынка на деле доказала формулу успеха: «20 процентов коммерческого успеха зависит от производства, 80 процентов зависит от людей». По мнению экономистов [2] в условиях рынка выживает тот, кто грамотно и умело изучает требования рынка, предлагает продукцию и услуги, разрабатывает четкий бизнес-план, осуществляет эффективное управление, не нарушая при этом действующее законодательство. Думается, такие задачи сможет выполнить только тот, кто хорошо знает вопросы экономики предприятия и прекрасно профессионально подготовлен. Приведенные требования находят полное подтверждение в сфере туристской индустрии. Темпы роста рынка работ в этой сфере за последние десять лет резко увеличились, и спрос на профессионально подготовленные кадры намного превышает предложение. Но, несмотря на то, что кадры для туризма готовят более 300 учебных заведений в стране, разрыв между потребностями отрасли и предложением со стороны образовательных учреждений остается весьма существенным. Профессиональная подготовка кадров для туризма в современных социально экономических условиях традиционно рассматривает функции планирования численности работников, подбора и отбора специалистов, развития персонала, проведения оценки результатов работы и аттестации персонала в сфере туризма. Однако, в большинстве случаев эти функции оказываются разобщенными, изолированными и разнонаправленными, что резко снижает реальную эффективность от их осуществления из-за несоответствия критериям оценки работы или аттестации персонала туристских предприятий и устаревающих программ обучения вуза. Следовательно, возникает противоречие: с одной стороны, существует огромный дефицит квалифицированных кадров для туристской индустрии; с другой стороны, выпускники профильных высших образовательных учреждений часто остаются невостребованными из-за отсутствия навыков и знаний по конкретным специализациям. Вузам туристского профиля необходимо корректировать подходы к профориентационной работе по набору 2010 г., учитывая то, что с кадровыми трудностями сталкиваются и малый и средний бизнес туристской индустрии. «Для полноценного развития туризма в регионе необходима серьезная кадровая поддержка, т.е. для формирования экономически эффективных туристских дестинаций в России необходимы партнерские отношения туристического бизнеса с местными учебными заведениями» [1]. Особая роль в этом процессе принадлежит высшей школе, где студенты должны овладеть профессией грамотно на уровне фундаментальных понятий, представлений о деятельности в бизнесе, предпринимательстве, организации и управлении в туристской сфере. В условиях рыночной экономики возникает необходимость в развитии у студентов инициативности, самостоятельности, расчетливости, деловитости, предприимчивости, нравственной устойчивости. Для реализации эффективной профориентационной работы необходимо учитывать следующие проблемы туристкой индустрии: Во-первых, современный экономический кризис, массовые увольнения, безработица оказывают влияние на стремление абитуриента получить ту профессию, на которую меньше всего окажет влияние экономический кризис. А туризм подобных профессий предложить не может, так как зависит от желания и возможностей туристов путешествовать. Мы видим переориентацию современного рынка туристских поездок с дальнемагистральных на ближнемагистральные направления. Например, из дальнемагистральных направлений в выездном туризме РФ фактически «выжил» один Таиланд. Европейский туристский и внутренний рынок РФ снизили показатели прибытий, а это безусловно повлияло на прибыль туристских фирм. В ноябре 2009 года Ассоциация туристических организаций Челябинской области (ЧАТО) письменно обратилась к туроператорам «Пегас туристик» и Coral Travel с требованием заняться проблемой демпинга в регионе. Во-вторых, передел российского туристского рынка неизбежен. В Российской Федерации слишком много компаний на слишком маленькое количество туристов. Поскольку нет надежды, что количество туристов вырастет, конкурентная борьба, достаточно жесткая, неизбежна. Снижение прибыльности влечет за собой сокращение рабочих мест, а в худшем варианте закрытие туристских предприятий, например, небольших местных турагентств. Например, 29 декабря 2009 турагентство «В отпуск» перестало работать туристы, оплатившие путешествия в Доминикану, Австрию, Индонезию и на Кубу через данное агентство, не смогли улететь к местам отдыха. Конечно, многие из выпускников школ и их родителей знают, что с 12 июля 2009 года вступил в силу новый закон о финансовых гарантиях туроператоров. В соответствии с ним вводится дифференцированная шкала фингарантий, объем зависит от получаемой прибыли. Минимальный уровень для оператора выездного туризма составляет 30 млн рублей. До изменения законодательства фингарантии были одинаковыми для всех и составляли 10 млн рублей. К сожалению, это не способствует созданию у будущих абитуриентов туристских профессий и их родителей положительного имиджа туризма как профессиональной сферы создающей новые рабочие места. А ведь до мирового экономического кризиса Россия была одним из самых быстрорастущих туристских рынков мира. IPK International, международная консалтинговая группа, опубликовала World Travel Trend Report («Мировые тенденции развития туризма»). Данные получены в ходе опроса 500 тыс. специалистов в 60 странах мира. По данным исследования, в 2008 году российский туристический рынок рос самыми высокими после Ирландии темпами среди стран Европы и вырос на 10%. В-третьих, современная демографическая ситуация в России говорит о том, что выпускников школ станет еще меньше в 2010 году. Поэтому многие вузы туристского профиля стремятся идти на некоторое снижение оплаты за обучение студентам, вводить дифференцированную оплату (помесячно), оплату через безналичный расчет, готовят гибкую систему скидок. Подходя к вопросу о продвижение туристских профессий в вузах, готовящих кадры для туристской индустрии следует отметить особую важность влияния растущих и формирующихся туристских дестинаций России и их запрос на подготовку туристских кадров. В связи с этим, пропаганда возможностей кадров туризма для обслуживания Олимпийских и Паралимпийских Игр в Сочи в 2014 году становится первостепенной задачей в продвижении туристских профессий в РГУФКСМиТ. Туристская дестинация Сочи и ее развитие как круглогодичного мирового курорта закладывалась еще в федеральной целевой программе «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта в 2006-2014 годах». А такие масштабные мероприятия как Олимпийские игры не только привлекают миллионы туристов из России и из-за рубежа во время их проведения, но и создают долгосрочную базу для создания поистине уникального туристского олимпийского кластера в России. При подготовке рекламных материалов о туристских профессиях кафедра туризма и сервиса РГУФКСМиТ предлагает учитывать, что по предварительным оценкам Оргкомитета Сочи-2014 для работы на Играх понадобятся специалисты в более чем 30 сферах деятельности: спорт, медицина, образование, транспорт и др. В общей сложности нужно будет привлечь более 113 тысяч человек. В это число войдут 3500 штатных сотрудников, более 35 тысяч «контракторов» и 75 тысяч волонтеров, из которых 25 тыс. добровольцев будут обслуживать спортивные соревнования и 50 тыс. будут заняты работой на городских рекреационных площадках. В своих выступлениях Президент Оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко неоднократно отмечал: «Необходимо уже сегодня объединить усилия различных ведомств, чтобы через пять лет на Играх в Сочи работали специалисты международного уровня. То, каким мир увидит нашу Олимпиаду, зависит от людей, которые будут принимать гостей соревнований. Поэтому работа с волонтерами – это неотъемлемая составляющая атмосферы и успеха Игр». Мэр Москвы Юрий Лужков на заседании городского правительства 28 апреля 2009 поручил подготовить студентов-волонтеров для работы на сочинской Олимпиаде-2014. По его словам, должны быть сформированы бригады студентов со знанием разных иностранных языков, которые будут изучать Сочи и прилегающую местность, чтобы работать там во время проведения Олимпиады. В заключении хотелось бы отметить, что Министерством регионального развития Российской Федерации начата разработка программы по привлечению и обучению волонтеров для Игр в городе Сочи. Планируется рассмотреть свыше 100 000 кандидатов и отобрать из них 25 000 лучших для волонтерской работы во время Игр Данный проект позволит вовлечь молодёжные и студенческие объединения по всей стране в подготовку и проведение Игр. На сегодняшний день определяются потребности в дефиците персонала по всем направлениям и, совместно с Федеральным агентством по образованию, готовятся программы по внедрению специальных обучающих курсов. Подписана Декларация высших учебных заведений России в поддержку Игр 2014 года, в которой ряд ведущих российских вузов выразил готовность содействовать подготовке и проведению Игр, в частности, в области проведения научных исследований, реализации обучающих программ для волонтеров и подбора кадров. Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках деятельности постоянной рабочей группы по образованию Президиума модернизируются государственные образовательные стандарты в области спорта, адаптативной физической культуры, экологии и т.д. Учитывая потребность в кадрах для проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи при профориентационной работе с будущими абитуриентами туристских профессий использовать материалы про туристские кадры и волонтеров для Олимпиады в Ванкувере. А также освещать процесс выполнения Россией требований, выдвинутых Болонской конвенцией, по которому для студентов туристских вузов большую роль играют практические занятия с использованием западной модели обучения туризму и гостиничному бизнесу. В своем выступлении В.В. Путин подчеркнул, что единственной реальной альтернативой такому ходу событий является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ – на реализацию человеческого потенциала. На наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом. Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека – это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе - наш абсолютный национальный приоритет. Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов [3]. Это насущная необходимость развития страны. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России. Литература 1. Аленова Е.Г. Особенности подготовки специалистов для туристских дестинаций России: факты и противоречия / Е.Г. Аленова. – Ростов н/д: Феникс, 2009. 2. Грибов В.Д. Экономика предприятия сервиса: учебное пособие / В.Д. Грибов, А.Л. Леонов. – М.: КНОРУС, 2006. – 280 с. 3. Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета 08. 02. 2008 / В.В. Путин // «О стратегии развития России до 2020 года». – Полный текст. – www.regnum.ru / news / 954426.html. | |
Категория: 13.00.00 Педагогические науки | | |
Просмотров: 660 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |