Главная » Файлы » Научные статьи » 13.00.00 Педагогические науки |
Социальная потребность и необходимость усиления внимания к проблеме сохранения физического и психического здоровья младших школьников средст
08.08.2019, 11:21 | |
При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ жизни ребенка. Вместо полной свободы движения его ждет длительная умственная сидячая работа, при которой утомляются и истощаются нервные клетки головного мозга, в работающих органах процессы распада веществ начинают преобладать над их синтезом их, усиливается отрицательное влияние статических нагрузок на позно-тонические мышцы, насыщение крови кислородом может снижаться на 80%, изменяется морфологический состав крови и показатели гемодинамики, нарушается терморегуляция организма, и т.д. Данные негативные явления значительно усиливаются в условиях наблюдаемой в последнее десятилетие интенсификации учебного процесса, что в свою очередь требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности младших школьников, чтобы она не превратилась в фактор негативного воздействия на их здоровье. Цель исследования – выявление особенностей двигательного режима и функционального состояния младших школьников в условиях современной организации учебно-воспитательного процесса. Метод исследования – анализ литературных источников. Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и тем самым обеспечивается формирование целостной, востребуемой обществом личности. В этой связи, одним из эффективных механизмов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья школьников, являются средства физической культуры. В результате занятий физическими упражнениями повышаются функциональные возможности организма, улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Так же, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции. В то же время, имеется ряд данных, свидетельствующих о том, что достижение такого положительного влияния требует дифференцированного использования физических упражнений, различающихся по виду и длительности выполнения, а также учета индивидуально-типологических особенностей, степени физической подготовленности учащихся, динамики изменения их работоспособности в течение учебного дня. Так, экспериментально, установлено (Нечаев А. П.) что длительность осложненного бега (со скачками) прямо связана с объемом кратковременной памяти: чем длительнее бег (в пределах 1,5 мин), тем больше объем памяти. При выполнении прыжков через скамейку наблюдается обратное: прыжки в течение 15-45 с оказывают сильное отрицательное влияние на процессы кратковременного запоминания. Кроме того, один и тот же вид упражнений, выполняемых в течение разных периодов времени, может оказать разное влияние на процессы памяти. Например, упражнения по перетягиванию каната в течение 30 с положительно сказываются на увеличении объема кратковременной памяти, однако через 45 с после начала этого упражнения показатели памяти ухудшаются и становятся ниже исходных. В отношении процессов внимания отмечается, что их показатели заметно снижаются в результате выполнения прыжков или простого бега перед самым началом занятий по другим предметам. Упражнение же по перетягиванию или подтягиванию, выполняемое в течение не более чем 30 с, или непродолжительные вольные упражнения (в течение 1,5 мин) могут способствовать активизации внимания. Результаты, полученные Оя С.М. при изучении динамики процессов внимания под воздействием уроков физкультуры различного характера и интенсивности, свидетельствуют о том, что наиболее благоприятное влияние на активизацию процессов внимания оказали уроки физкультуры со средним объемом двигательной активности (подвижные игры, парные упражнения), самое неблагоприятное – интенсивные (бег в полную силу на 500 и 1000 м). Промежуточное положение заняли уроки с низкой интенсивностью и эмоциональностью упражнений (выполнение строевых упражнений, разучивание элементов техники прыжка в высоту, бросание мяча, занятия на гимнастических снарядах). В течение таких уроков учащиеся некоторое время находились без действия, ожидая своей очереди. Таким образом, представленные материалы свидетельствуют о дифференцированном воздействии физической нагрузки на умственную работоспособность, внимание, оперативное мышление, что, несомненно, должно быть учтено при организации занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня школьника. Рассматривая изменение работоспособности учащихся в течение учебного дня, следует отметить её непостоянность. При этом, 1 урок является не очень продуктивным (стадия врабатывания), 2 и 3-ий уроки – соответствуют периоду оптимальной устойчивости работоспособности, 4 урок попадает в фазу некомпенсированного утомления и является малоэффективным. Таким образом, после третьего урока необходима реализация потребности ребенка в движении. Работоспособность ребенка претерпевает изменения не только в течение учебного дня, но и на протяжении недели. Самые низкие её показатели отмечаются в понедельник и субботу, а также младшие школьники нуждаются в организации облегченного режима дня в середине недели, так как с середины недели показатели работоспособности заметно снижаются, и резко ухудшается самочувствие детей. Как видно, успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга, поэтому следует в среду и четверг третью перемену организовать так, чтобы дети могли максимально восстановить физиологические функции и работоспособность. Вместе с тем следует учитывать месячную, и годовую динамику работоспособности – нарастание утомления к середине и к концу учебной четверти, к середине и к концу учебного года. В связи с этим на указанных этапах следует менять акценты, несколько снижая учебную нагрузку и увеличивая активный отдых. В течение учебной четверти требования к учебной нагрузке учащихся также должны соответствовать отмеченной картине изменений работоспособности. Практика, однако, показывает, что наибольшую нагрузку (в виде контрольных работ и заданий) – школьники получают в конце четверти, что на фоне уже наступившего умственного утомления усугубляет, прежде всего, психическое состояние учеников и ведет к их повышенной заболеваемости. С этих позиций гораздо рациональнее и эффективнее проведение так называемых тестовых заданий в течение значительной части четверти. Причем их проведение должно планироваться учебной частью школы таким образом, чтобы ни в одном временном отрезке учащиеся не испытывали перегрузок. В течение каникул полное отсутствие учебной нагрузки заметно снижает умственную работоспособность школьника, и первые неделя – две учебы в новой четверти у него уходят на ее постепенную нормализацию, что так же должно учитываться педагогами. Для поддержания высокого уровня работоспособности и решения педагогических задач большое значение имеет организация урока, его длительность, сочетание разных видов учебной деятельности. В целом ряде исследовательских работ было научно обосновано, что наиболее утомительными в младших классах являются чтение, природоведение, история и такие уроки должны обязательно чередоваться с динамическими уроками, к которым относятся уроки физкультуры, труда, пения, ритмики, способствующие снятию статической нагрузки и профилактике переутомления. Особое место в профилактике утомления занимают малые формы занятий физическими упражнениями – физкультурные «минутки» (1–2 минуты) и физкультурные паузы (3–4 минуты). Они способствуют повышению внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Кроме того, они помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки. В то же время имеются данные о том, что такие двигательные микропаузы часто проводятся без учета образовательной составляющей урока, что значительно снижает их профилактический эффект. Особого внимания заслуживает проблема организации и проведения профилактических мероприятий по оздоровлению обучающихся, перенесших острые респираторные вирусные инфекции. Анализ литературных источников по данному аспекту проблемы свидетельствует о том, что очень часто приступая к занятиям после болезни, учащиеся сразу включаются в учебный процесс и несут полную и даже повышенную учебную нагрузку, связанную с пропусками занятий. Эта нагрузка часто не соответствует функциональным возможностям организма ребенка, поскольку клиническое выздоровление не совпадает с биологическим, которое наступает лишь спустя 3-6 недель после болезни и характеризуется полным восстановлением нарушенных функций и адаптивных возможностей организма. В результате повышается стрессогенность учебных занятий для таких учащихся, что в свою очередь значительно замедляет сроки восстановления их умственной и физической работоспособности и может спровоцировать рецидив заболевания. Таким образом, высказанные суждения и положения свидетельствуют о необходимости усиления внимания к проблеме оптимизации учебной деятельности школьников в условиях складывающихся особенностей развития общеобразовательной школы. При этом в качестве практических рекомендаций могут выступить следующие предложения: 1. Для того чтобы уроки физкультуры поддерживали необходимый уровень умственной работоспособности учащихся в течение дня, не рекомендуется сдваивать занятия, а также ставить их последними в расписании. 2. Проведение уроков физкультуры в середине учебного дня служит своеобразной паузой в интеллектуальной работе школьников: нагрузка преимущественно на нервные клетки двигательного анализатора быстро снимает утомление с тех клеток центральной нервной системы, которые выполняли интеллектуальную работу. 3. В недельном расписании уроки физкультуры предпочтительнее включать в дни, когда начинает снижаться умственная работоспособность школьников (среда, четверг). 4. Организация различных форм занятий физическими упражнениями в течение учебного дня должна осуществляться на основе учета дифференцированного влияния физической нагрузки на умственную работоспособность, внимание, оперативное мышление, память школьников. 5. Содержательная составляющая физкультурных пауз и минуток должна соответствовать образовательной направленности урока: письменная работа требует упражнений для мышц кисти (сгибание-разгибание пальцев, противопоставление пальцев, щелчки, вращения пальцами и кистями, потряхивание кистями), при длительном сидении – упражнения для мышц спины (потягивание, наклоны, ходьба) в сочетании с дыхательными упражнениями, в уроки, предусматривающие значительную нагрузку на зрительный анализатор наряду с двигательными действиями, необходимо включать комплекс зрительной гимнастики, а при значительной умственной нагрузке планировать и проводить микропаузы направленные на нормализацию мозгового кровообращения. Яшкина А.С., Крючков А.С. | |
Категория: 13.00.00 Педагогические науки | | |
Просмотров: 674 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |