Главная » Файлы » Научные статьи » 13.00.00 Педагогические науки |
Модернизации образовательного процесса групп спортивного совершенствования в уор (на примере гребли). Черкасова К.М., Попова Т.В.
07.08.2019, 22:54 | |
Актуальность. Прогноз развития спорта высших достижений и связанный с ним анализ эффективности деятельности спортивных организаций свидетельствует о том, что функции работы с талантливой молодежью в спорте все более будут брать на себя училища олимпийского резерва и школы высшего спортивного мастерства. Контингент училища представлен обучающимися высокой спортивной квалификации, которые на первый план ставят задачи ее повышения, достижение высоких спортивных результатов, дальнейшую самореализацию в спорте и образовании. В то же время, наряду с необходимостью повышения спортивного мастерства следует создать условия обеспечивающие непрерывность профессионального образования, на основе преемственности и взаимосвязи различных ступеней и уровней подготовки спортсменов как специалистов. Здесь особо важную роль играет связь между развитием спортивной карьеры учащихся УОР и последовательным формирование их спортивно-педагогического профессионализма, культура которого закладывается и развивается в училище и получает совершенствование в высшем учебном заведении. Анализ литературных источников и мнение педагогов, занимающихся подготовкой специалистов по физической культуре и спорту в училищах, свидетельствует о том, что специфика среднего профессионального образовательного учебного заведения такого типа требует поисков и разработки новых технологий организации учебно-воспитательного процесса, приемлемых для специального контингента обучающихся в УОР без отрыв от напряженного круглогодичного тренировочного режима. Цель исследования заключается в обосновании необходимости модернизации существующей системы организации образовательного процесса в училищах олимпийского резерва, предусматривающей совмещение аудиторных форм занятий и учебно-тренировочной деятельности студентов в избранной спортивной специализации. Учебное время студентов в среднем составляет 52–58 ч в неделю, включая самоподготовку, т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8–9 ч, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел – головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций. Продолжительный умственный труд снижает функциональную активность коры больших полушарий. Уменьшаются амплитуда и частота основных ритмов ЭЭГ. Мозговое утомление весьма часто вызывает головную боль как вследствие самоотравления образующимися при работе продуктами распада, так и вследствие неправильного распределения крови в центральных органах нервной системы. Усиленные умственные занятия могут вызвать активную и пассивную гиперемию головного мозга: под влиянием импульса со стороны нервной системы сосуды, ведущие кровь к мозгу, расширяются, от чего происходит прилив крови к этому органу; с другой стороны, поверхностное дыхание, обыкновенно сопровождающее сосредоточенную умственную работу, дает повод к застою венозной крови в голове. Кроме этого, в соответствии с теорией Брема (по данным обзора А. Вертышева и Е.Акимова, ВНИИФК, 2009), умственное утомление повышает у спортсменов субъективный уровень восприятия нагрузки и спортсмен отказывается от дальнейшего выполнения мышечной работы не смотря на то, что физиологические сдвиги, локализованные на уровне сердечно-сосудистой, дыхательной систем и мышечного аппарата, при другом состоянии мозга (передняя поясная кора), позволили бы ему продолжить работу. Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа – замедление. Так, до начала учебной работы у студентов была зафиксирована частота пульса, в среднем, 70,6 уд/мин; при выполнении относительно спокойной учебной работы – 77,4 уд/мин. Такая же работа средней степени напряженности повысила пульс до 83,5 уд/мин, а при сильном напряжении до 93,1 уд/мин. При эмоционально напряженном труде дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80%. Изменяется морфологический состав крови (количество лейкоцитов повышается до 8000-9000, уменьшается свертываемость крови, нарушается терморегуляция организма, что приводит к усиленному потоотделению – более интенсивному при отрицательных эмоциях, чем при положительных). В то же само время физическая нагрузка также оказывает влияние на умственную работоспособность. В частности Bettmann изучал влияние, с одной стороны, двухчасовой ходьбы, с другой – умственной работы, состоявшей в сложении чисел и продолжавшейся в течение одного часа. При этом исследовались простая и сложная реакция (при выборе), словесная реакция, а также способность к воспроизведению цифр. Оказалось, что продолжительность реакции удлиняется после умственной работы, тогда как после двухчасовой ходьбы продолжительность реакции для выбора оказалась даже короче, но при этом исследуемое лицо делало ошибки в отметке рукой, что указывает на существенное нарушение координации движений рукой. Что касается словесных реакций, то продолжительность их после умственной работы также увеличивалась, тогда как после ходьбы она увеличивалась же, но в меньшей степени. Исследования, проведенные Е.В. Булич, были направлены на изучение влияния занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность, определяющую возможности усвоения общетеоретических и специальных предметов, и устойчивость к психоэмоциональным стрессам. Исследовалось влияние занятий физического воспитания, основным содержанием которых были циклические упражнения (аэробика), спортивные игры (волейбол, баскетбол), гимнастические упражнения. Полученные результаты указывают на существенное и неоднозначное влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность студентов. Это влияние носит фазовый характер. Фаза угнетения умственной работоспособности ярко выражена после тренировочных занятий, основным содержанием которых были циклические упражнения. Наименьшей ЧСС, обнаруживаемой после игрового занятия соответствует наименьшее снижение умственной работоспособности. Гимнастические занятия занимают в этом отношении среднее положение. Как указывает автор, при значительных по объему и интенсивности нагрузкам происходит снижение умственной работоспособности, которое длится – в зависимости от характера занятий – около 1–1,5 часов после занятий. Чем выше уровень физической нагрузки, о котором можно судить по изменениям ЧСС, тем более выражена и длительным оказывается угнетающее влияние физических упражнений на умственную работоспособность. Особого внимания заслуживает анализ состояния и работоспособности студентов в экзаменационный период. Экзаменационная ситуация – это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциогенный фактор. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности. При этом интенсивность умственного труда возрастает, по отношению к периоду учебных занятий, на 85-100%. Наблюдения за студентами в период экзаменов показывают, что частота сердцебиений у них устойчиво повышается до 88-92 удар/мин, против 76-80 удар/мин в период учебных занятий. В день экзамена эмоциональный настрой, мобилизация всех сил организма настолько велики, что перед входом в аудиторию, где проходит экзамен, частота сердцебиений нарастала до 118-144 удар/мин. Во время экзаменов повышается «стоимость» учебного труда студентов. Об этом свидетельствуют факты снижения массы тела за период экзаменов на 1,6–3,4 кг. Причем в большей степени это присуще тем студентам, реактивность которых на экзаменационную ситуацию повышена. Наблюдение специалистов за реакцией сердечно-сосудистой системы (по пульсу) студентов на дозированную физическую нагрузку – 20 приседаний, показало, что восстановление пульса затягивается до 5-6 мин во время сессии, против 1,5–2 мин в период учебных занятий. Это свидетельствует о том, что при устойчивом нервно- эмоциональном напряжении энергетическая стоимость физической деятельности возрастает. Наблюдения за студентами-спортсменами на учебно-тренировочных занятиях в период экзаменов позволили ряду исследователей зафиксировать повышенные трудности при овладении техникой новых упражнений – в 1,5–2 раза больше времени приходилось затрачивать на их освоение. При этом у студентов отмечалось снижение концентрации внимания, сознательного контроля над выполнением движений. Часто проявлялись старые технические ошибки, от которых, казалось, удалось избавиться. Нередко отмечалось ухудшение ранее сформированных двигательных навыков. При использовании интенсивных упражнений у студентов в этот период быстро наступает чувство усталости и нервной разрядки. Поэтому при участии в соревнованиях в период экзаменов студенты показывают далеко не лучшие результаты. Таким образом, направленность занятий в экзаменационный период для студентов-спортсменов должна носить поддерживающий уровень физической и спортивно-технической подготовленности. Ниже представлен анализ программы организации учебной и спортивной деятельности гребцов в УОР: • общий объем часов отводимых на тренировочную деятельность в неделю составляет – 20; • общий объем часов отводимых на учебную деятельность в неделю составляет – 20; • количество тренировочных занятий в неделю составляет – 10; • количество тренировочных занятий в день составляет – 2 (утро, вечер). Общий объем часов – 3; • количество учебных занятий в день составляет – 4. Общий объем часов – 6. Таким образом, основываясь на проделанном анализе литературных источников и сопоставив полученные результаты с действительным подходом к обучению и тренировке в УОР, можно сделать вывод о том, что при существующей системе организации взаимосвязи между учебной и тренировочной деятельностью студентов-гребцов, они стоят перед выбором: либо качественно выполнять тренировочную программу, в ущерб образовательному процессу, либо наоборот, пожертвовать спортивными результатами ради достижения высокого уровня образованности. Эффективное совмещение этих двух задач при существующем подходе в обучении и тренировки в УОР представляется крайне затруднительным. Для решения выявленного противоречия можно предложить: 1. Внесение определенных корректив в существующий учебный план и учебную программу, основываясь на том, что: • проведение двух занятий в день резко ограничивает возможности студентов-спортсменов в учебной деятельности, особенно если оба занятия были значительны по объему; • проведение до начала учебы кратковременной интенсивной тренировки в сочетании с вечерними объемными занятиями позволяет студентам успешнее учиться; • при пяти занятиях в неделю целесообразно варьировать объем тренировочных занятий исходя из следующего их соотношения в процентах: понедельник – 100, вторник – 70–75, среда – 130–140, четверг – отдых, пятница – 130-140, суббота – 100-110 (такой подход позволяет, с одной стороны, учитывать недельную периодику работоспособности, с другой – обеспечивает лучшую адаптацию организма к тренирующим воздействиям); • если в каникулы объем тренировочной работы достигает 100%, то в период экзаменов его необходимо снижать до 50–55%, во время зачетов до 65– 70%, на протяжении семестра он должен составлять в среднем 75–80%; • общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения имеют следующую динамику: умственная работоспособность в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели (понедельник), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день, в середине недели (вторник-четверг) наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности, а к концу недели (пятница, суббота) отмечается процесс ее снижения; в начале учебного года процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до 3–3,5 недели (период врабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности, затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 месяца; с началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11–13 ч в сочетании с эмоциональными переживаниями – работоспособность начинает снижаться; в период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. 2. Активизировать работу, связанную с поиском наиболее эффективных форм и методов реализации учебно-воспитательного процесса с данным контингентом обучающихся. 3. Создание условий, которые бы позволили осуществлять подготовку спортсменов высокой квалификации и воспитание специалиста по физической культуре и спорту в условиях большой занятости и высоких физических нагрузок студентов. Черкасова К.М., Попова Т.В. | |
Категория: 13.00.00 Педагогические науки | | |
Просмотров: 667 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |