Главная » Файлы » Научные статьи » 13.00.00 Педагогические науки |
Теоретическое обоснование необходимости модернизации существующих программ по подготовке дайвера для погружений на затонувшие объекты и пеще
07.08.2019, 22:30 | |
Актуальность. Досуговая деятельность человека как социальное явление является важной сферой его жизнедеятельности, способствующей восстановлению физических, эмоциональных и интеллектуальных сил в процессе переключения с одного вида деятельности на другой. На сегодняшний день в нашей стране одним из популярных видов активного отдыха становится дайвинг. Дайвинг – это и спорт, и развлечение, и получение удовольствия, и возможность прикоснуться к тайнам морей и океанов, а так же возможность узнавать что-то новое о культуре региона, познать ощущение трехмерности пространства, и даже образ жизни. Существует множество направлений и специализаций, в которых дайвер может совершенствоваться и развиваться, получая возможность совершать помимо обычных погружений, более специфические и, следовательно, более интересные и захватывающие погружения. Одним из таких направлений является погружение на затонувшие объекты. Несмотря на всю привлекательность такого вида дайвинга, он сопряжен с повышенной опасностью для жизни и здоровья аквалангиста, обусловленной, прежде всего такими факторами как отсутствие прямого выхода на поверхность, плохая видимость, проблемы с вестибулярным аппаратом, «давящий» потолок, потеря ориентации в пространстве, неумение справляться со стрессом и т.д. В настоящее время существует большое количество программ и курсов, обучающих этим специфическим погружениям. Однако педагогические наблюдения практических занятий и анализ содержания обучающих программ свидетельствует о том, что большинство из них не обеспечивает подготовку человека к действительному безопасному погружению, следовательно, существует острая необходимость и потребность в усовершенствовании существующих программ за счет внесения определенных корректив в их содержательную составляющую, что позволит повысить качество образовательного процесса и следовательно безопасность погружения аквалангиста. Цель исследования – теоретическое обоснование необходимости модернизации существующих обучающих программ по подготовки дайверов к погружению на затонувшие объекты и пещеры. Задачи исследования: 1. Провести анализ наиболее популярных программ (Padi Wreck Diver) по подготовки дайверов, к погружению в затонувшие объекты и пещеры, на предмет соответствия их содержания, поставленным целям. 2. Определить возможные методические подходы и направления по усовершенствованию существующих программ подготовки дайвера, с целью повышения безопасности их погружения в замкнутые пространства. Один из самых популярных курсов по обучению погружения на затонувшие объекты Padi Wreak Diver включает следующие разделы: 1. Погружение на затонувшие объекты, основные правила. 2. Теория по условиям крушения. 3. Опасности на затонувших объектах. 4. Опасности при проникновении в затонувшие объекты. 5. Оценка затонувшего объекта. 6. Навигация. 7. Глубоководные затонувшие объекты. 8. Погружения на затонувшие объекты в течениях. 9. Поиск затонувших объектов. 10. Карты погружения. 11. Оборудование для проникновения. 12. Пределы проникновения. 13. Обязательные процедуры проникновения. 14. Чрезвычайные ситуации при погружениях на затонувшие объекты. Анализируя данный обучающий курс, мы пришли к выводу о том, что, несмотря на поставленную цель – обучение погружению на затонувшие объекты, содержание данной программы, носит в основном теоретический характер, а обучение обязательным двигательным действиям сводится к прокладке линя (страховочной веревки). В то же время, данные знания и умениями не могут обеспечить достижения должного уровня безопасного проникновение в замкнутые пространства, так как основными проблемами, являются: удержание нейтральной плавучести в специфических условия, умение передвигаться в замкнутом пространстве, не касаясь частей объекта и не поднимая взвеси, умения сохранить свое оборудование, которое необходимо, прежде всего, для безопасного продолжения погружения. Исходя из этого, основными недостатками данной программы являются: 1. Содержание программы подготовки дайвера противоречит цели подготовки, т.е. вопросы, освещаемые в содержании, не позволяют реально на практике решить проблему безопасности при погружении на затонувшие объекты, т.к. все возможные опасные ситуации представлены только как теоретические сведения. 2. После прослушивания курса и отработки требуемых двигательных действий в бассейне, дайвер не может их реализовать на практике, поскольку передвигаться в замкнутых пространствах на практике его не обучали. В связи с этим, мы предлагаем разработанный нами авторский курс под названием «Продвинутый пилотаж в дайвинге», целью которого является обучение двигательным навыкам и умениям, позволяющих дайверу чувствовать свое тело, т.е. свои габариты в оборудовании, что обеспечивает более безопасное его проникновение на затонувшие объекты. При создании программы и методики курса были учтены особенности погружений и психологии дайвера. Как правило, человек, плавающий достаточно хорошо, способный контролировать нейтральную плавучесть, имеющий опыт погружения, ведет себя уверенно только в стандартной, привычной для него ситуации. Попадая в замкнутое пространство, человек теряется, сбивает дыхание и не может контролировать нейтральную плавучесть (основной навык в дайвинге), не говоря уже о том, чтобы проложить линь. Конечно, можно быть бесстрашным ныряльщиком и иметь надежное и прочное оборудование, устойчивое к ударам и разрывам, но, не умея аккуратно передвигаться внутри объекта, есть большой риск быть заваленным элементами конструкции объекта, с которыми дайвер будет постоянно соприкасаться. В процессе обучения применяются упражнения, которые подготовят и научат перемещаться с минимально необходимой амплитудой движений, что особенно важно в замкнутых пространствах. Особой частью курса является применение дополнительного инвентаря в виде обручей и веревок, которые в комплексе образуют разнообразные фигуры, с помощью которых имитируются препятствия реальных условия погружения, т.е. маршрут передвижения. В курсе особое внимание уделяется подготовительным упражнениям, позволяющим избежать неверного заучивания основных двигательных действий. В таблице представлен сравнительный анализ содержания традиционной (Padi Wreck Diver) и экспериментальной (Продвинутый пилотаж в дайвинге) программ. Ниже представлена содержательная составляющая экспериментального курса. • Широко представлены способы передвижения под водой, как в открытом пространстве, так и в замкнутом. • Переход в завис вниз головой почти без движения – этот навык необходим, когда нужно пройти в горизонтальное отверстие вниз головой, при этом не сместиться в горизонтальной плоскости, осуществлять контроль габаритов тела и оборудования. • Развороты в зависе вниз головой – позволяют предотвратить зацеп за острые края отверстия. • Горизонтальные развороты – позволяют быстро разворачиваться в горизонтальной плоскости без смещения. • Подвсплытие в горизонтальном зависе – необходимо тогда, когда требуется подвсплыть всем телом, а не корпусом, а затем ногами, т.е. занимая меньшее пространство. • Прохождение вертикальных колец задним ходом – необходимо, если при движении в затонувшем объекте зашли в тупик, а развернуться нет возможности. • Плавание лицом вверх, повороты в этом положении – необходимо для улучшения координационных способностей и чувства тела. • Прохождение вертикальных колец с разных сторон – имитация участков реальной трассы. • Перемещение в вертикальном зависе – применяется при погружении ногами вниз в горизонтальное отверстие на течении. • Город из колец – имитируется реальная трасса, при этом дайверу приходится поддерживать состояние нейтральной плавучести, находясь одновременно в нескольких кольцах, при этом совершая минимум движений. • К «городу из колец» добавляются фигуры из веревок – строится достаточно длинная и сложная трасса, для прохождения которой, дайвер применяет все свои двигательные умения и навыки, при этом конструкция заставляет контролировать точность движений. В заключение хотелось бы отметить, что данный курс уже применяется в дайвинг центре «Садко», и может служить в качестве основного курса, обучающего дайвера погружаться на затонувшие объекты, либо как дополнение к уже существующим курсам. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ No п/п Параметры программ по подготовке дайвера Традиционная программа Экспериментальная программа 1 Общее время занятий 8 10 2 Кол-во занятий 6 5 3 Общее кол-во формируемых двигательных навыков 4 Наличие методики обучения Нет Есть 5 Подготовительные упражнения Нет Есть 6 Использование дополнительного инвентаря Нет Есть 7 Количество обучаемых в группе 7 7 Хорошко Д.Ю. | |
Категория: 13.00.00 Педагогические науки | | |
Просмотров: 672 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |