Главная » Файлы » Научные статьи » 13.00.00 Педагогические науки |
Система компьютерного тестирования студентов по правилам соревнований в технических видах лёгкой атлетики. Соловьёва Е.В.
07.08.2019, 21:57 | |
Современная модель образования строится на основе новых информационных технологий. Особое место в системе образования отводится использованию компьютерных педагогических тестов в системе контроля знаний. Не является исключением в этом отношении и наш университет. Массовая разработка компьютерных тестов, с одной стороны, и проблема отсутствия проведения исследований на соответствие научно обоснованным критериям качества тестов, с другой стороны, выдвигают на первый план проблему поиска оптимальной структуры тестовых заданий с учетом специфики вуза, программного обеспечения и требований научной обоснованности. Задачи исследования: 1. Изучить основные подходы к методике разработки педагогических компьютерных тестов. 2. Выявить оптимальную форму тестовых заданий с учетом возможностей программной оболочки Adobe Captivate. 3. Разработать систему тестирования по правилам соревнований в технических видах легкой атлетики. Гипотеза исследования. Предполагается, что эмпирический (опытный) анализ предтестовых заданий по правилам соревнований в легкой атлетике позволит создать научно обоснованную систему тестирования. Объект исследования – система контроля знаний студентов. Предмет исследования – форма, структура и содержание тестовых заданий в текущем контроле знаний студентов по правилам соревнований в технических видах лёгкой атлетики. Для решения поставленных задач определялись следующие математико- статистические показатели: 1. Трудность заданий в долях правильных ответов испытуемых, процентах правильных ответов. 2. Статистические данные о дистракторах. 3. Надежность, валидность тестовых заданий. 4. Дискриминативность тестовых заданий. 5. Критериальный балл. Организация исследования На первом этапе исследования был проведен предварительный эксперимент, в ходе которого были подвергнуты статистическому анализу данные вступительных экзаменов по биологии 2008 г. В исследовании приняло участие 850 испытуемых (абитуриенты). Тесты были разработаны специалистами кафедры анатомии и биологической антропологии в бумажной версии, а затем трансформированы в компьютерную на основе программной оболочки Adobe Presenter и опубликованы на сервере дистанционного обучения Adobe Acrobat Connect Pro. Тест включал в себя 30 заданий, представленных в трех формах: c одним правильным ответом, с несколькими правильными ответами, задание на соответствие или установление правильной последовательности. На втором этапе исследования был разработан и апробирован тест по правилам соревнований в технических видах лёгкой атлетики. Результаты исследования На основе статистической обработки предварительного исследования выявлено, что распределение баллов в тесте по биологии имеет нормальное распределение по показателям асимметрии и эксцесса). Трудность тестовых заданий определялась как соотношение верных ответов к числу испытуемых, сдавших тест. Трудность заданий выражалась в процентах. Соответственно, чем больше испытуемых правильно отвечали на задание теста, тем ниже показатель трудности. Ранжирование заданий по нарастанию трудности выявило, что форма тестовых заданий влияет на трудность. Самые легкие – задания на выбор одного правильного ответа (80–90%), самые трудные задания – это задания на установление соответствия или правильной последовательности ними справились от 20–30 % испытуемых. Промежуточное положение занимают задания на выбор двух и более правильных ответов (60–70%). С учетом результатов предварительного эксперимента нами был разработан и апробирован критериально-ориентированный тест по правилам соревнований в технических видах легкой атлетики. Тест включает в себя 30 заданий, представленных в трех формах, объединенных в три группы: первая группа состоит из заданий с выбором одного правильного ответа, вторая группа – задания с выбором нескольких правильных ответов и третья группа – задания на соответствие и установление правильной последовательности. В исследовании приняло участие 100 испытуемых (студенты курса минимума). Проведен статистический анализ. При интерпретации полученных данных о распределении баллов репрезентативной выборки испытуемых в тесте по лёгкой атлетике дает основание считать, что данный тест пригоден для использования как критериально-ориентированный (в критериально-ориентированных тестах, используемых для аттестации, основная часть заданий намного легче). Выявление трудности тестовых заданий подтвердило наше предположение, что форма заданий влияет на трудность заданий. При составлении теста по лёгкой атлетике использовался критериально-ориентированный подход, поэтому основная часть заданий относится к достаточно лёгким. Наглядно это можно увидеть на слайде 8. Примерно 70% тестовых заданий относятся к сравнительно лёгким, а 30 % остальных – к трудным. На следующем шаге статистическому анализу были подвергнуты варианты неправильных ответов (дистракторы). Теория педагогических тестов определяет, что неправильные ответы должны быть правдоподными. Оценка правдоподобности дистракторов основана на подсчете долей испытуемых, выбравших каждый неправильный ответ. Те ответы, которые ни одного разу не выбирались, подлежали замене. В дальнейшем был проведён углубленный вариант дистракторного анализа, который построен на подсчете значения точечно-бисериального коэффициента корреляции для каждого дистрактора в заданиях теста. Положительные значения коэффициента точечно-бисериальной корреляции указывают на то, что данный дистрактор не пригоден к использованию. Таким оказался дистрактор 1-ого ответа в 8 тестовом задании, он подлежал замене. Дискриминативность тестовых заданий показывает способность теста дифференцировать испытуемых на лучших и худших. Задания с индексом дискриминативности меньше 0 подлежат замене. Самый высокий индекс дискриминативности у 5 задания – 0,6902. Самый низкий – у 3 задания 0,1612. Валидность тестовых заданий определялась путем подсчета точечного бисериального коэффициента корреляции. В тесте отсутствуют задания с отрицательной валидностью, следовательно, по этому показателю тест пригоден к использованию (наименьший коэффициент точечно-биссериальной корреляции у 20-го задания – 0,2881). Надежность данного теста составляет 0,88. По этому показателю тест пригоден к использованию. На последнем этапе вычислялся критериальный балл с помощью экспертного подхода. Критериальный балл для данного теста составляет 57 %. На основании полученных статистических данных тестовые задания будут доработаны и изменены. В настоящее время тест готовиться к сертификации в соответствие с Приказом No 1122 «О сертификации качества педагогических тестовых материалов» Министерства образования и науки. Соловьёва Е.В. | |
Категория: 13.00.00 Педагогические науки | | |
Просмотров: 666 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |