Главная » Файлы » Научные статьи » 13.00.00 Педагогические науки |
Об использовании тренажера «Аэродинамическая труба» в системе подготовки начинающих парашютистов. Семенов Роман
07.08.2019, 21:42 | |
Актуальность исследования. Вопросы качества обучения основным навыкам скайдайвинга (англ. skydiving – небесное ныряние, синоним парашютизма) и обеспечения безопасности парашютных прыжков являются основными при организации подготовки с начинающими парашютистами. Априори, деятельность в экстремальных условиях является для неподготовленного человека невыполнимой или трудно выполнимой. Традиционные методы и средства обучения начинающих парашютистов и подготовки их к выполнению прыжков с парашютом не дают возможности успешного освоения техники стабильного падения ввиду ограниченного времени фазы свободного падения при выполнении прыжка. Одним из перспективных направлений рационализации системы подготовки начинающих парашютистов является использование технических средств, обеспечивающих создание управляемой среды для совершенствования двигательных действий занимающихся. Цель исследования – реализация дидактических принципов в тренировочном процессе начинающих парашютистов. Объект: учебно-тренировочный процесс начинающих парашютистов, обучающихся по ускоренной программе. Предмет: содержание и организация процесса обучения начинающих парашютистов в вертикальной аэродинамической трубе. Организация исследования: Исследования проводились на базе аэродинамической трубы «FreeZone», и на базе аэродрома «Большое Грызлово», в Московской области. В исследовании приняла участие группа экспертов в количестве 10 человек. Опыт работы инструкторами парашютной подготовки – в среднем 18 лет. (min. – 5 лет, max. – 23 года). Обсуждение результатов. Тренажером, наиболее точно имитирующем условия свободного падения является вертикальная аэродинамическая труба – спортивное сооружение для тренировок парашютистов. По мнению экспертов, использование в процессе подготовки начинающих парашютистов аэродинамической трубы, может иметь как преимущества, так и недостатки. Преимущества обучения начинающих парашютистов с использованием тренажера вертикальная аэродинамическая труба следующие: • Независимость от погодных условий – наземные занятия и полеты в трубе могут проводиться круглогодично. • Отсутствуют стресс факторы, оказывающие сбивающее воздействие на начинающего парашютиста – страх, высота, лимит времени. • Возможность непосредственного визуального и тактильного контакта инструктора и занимающегося позволяет сразу останавливать неправильно выполняемые действия и добиваться правильного выполнения движений начинающим парашютистом. • Возможность осознанного поэтапного освоения работы руками, ногами при обучении технике сбалансированного полета, перемещений, разворотов. • Непрерывность тренировочного процесса. Занятия не разорваны по времени – общее полетное время (15–30 минут) делится на последовательные сессии по 2–3 минуты с такими же двух – трех минутными перерывами на отдых. • Эффективное заполнение полетного времени – двух-трех минутная сессия позволяет уделять больше времени отработке упражнений, чем во время прыжка, длящегося 50–60 секунд. • Наличие четких ориентиров дает начинающему парашютисту возможность прочувствовать и понять сбалансированности своей позы в воздушном потоке. Недостатком эксперты считают возможную наработку занимающимися неправильной техники выполнения упражнений. Перенос неправильных навыков в выполнение прыжка с парашютом ведет к нестабильному несбалансированному падению и необходимости в переучивании. Проанализировав содержание и организацию процесса обучения начинающих парашютистов, мы обратили внимание на отсутствие четких, научно обоснованных программ и методик обучения в аэродинамической трубе, согласованных с программами подготовки начинающих парашютистов. Очевидно, что при разработке такой методики нужно опираться не только на практический опыт подготовки начинающих парашютистов, но и на дидактические принципы обучения – общие и специфические (применимые к спортивной тренировке): Принцип целесообразности и практичности: обучение должно носить целеполагающий характер, учитывая этап подготовки. Принцип готовности: обучение должен проводить тренер, инструктор готовый к работе в аэродинамической трубе именно с начинающими парашютистами. Принцип планомерности: обучение упражнению должно следовать заранее определенному плану, быть последовательным, но в то же время при необходимости оперативно меняться в соответствии с ходом конкретной работы. Принцип смысловой и перцептивной наглядности: в обучении двигательным действиям в условиях безопорного состояния (опора только на воздушный поток) важна наглядность не только зримого образа движения, а и всего концептуального образа, включающего в себя смысловую и сенсомоторную информацию о выполняемом действии. При занятиях в воздушном потоке на первый план выходит вестибулярное восприятие, кинестетика движения, тактильная чувствительность давления набегающего потока на тело парашютиста. Принцип управляемости и подконтрольности: обучение должно проводиться под постоянным контролем со стороны инструктора, с обратной связью между учеником и тренером. Принцип методического динамизма и прогрессирования: процесс обучения должен продвигаться вперед, если какое-то упражнение, элемент не поддается освоению, целесообразнее перейти к следующему элементу, переключив внимание занимающегося на новое упражнение. Принцип индивидуализированного обучения: чем более полно при построении обучения учтены индивидуальные особенности личности, тем успешнее ее совершенствование в осваиваемой деятельности. Выводы. Использование дидактических принципов при разработке методики обучения в аэродинамической трубе поможет конкретизировать и детализировать подготовку начинающих парашютистов, что будет способствовать повышению ее эффективности. Литература 1. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю.К. Гавердовский. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 912 с., ил. | |
Категория: 13.00.00 Педагогические науки | | |
Просмотров: 720 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |