Главная » Файлы » Научные статьи » 13.00.00 Педагогические науки |
Влияние особенностей перинатального развития на личностные качества юных спортсменов. Парфентьев В.И., Шемет С.С.
07.08.2019, 02:13 | |
Цель настоящего исследования – выявить связь между особенностями рождения и волевыми качествами юных спортсменов. Проблема влияния рождения на личность изучена в трансперсональной и перинатальной психологии. Выявлены четыре типа особенностей перинатального развития, называются базовыми перинатальными матрицами, которые соответствуют четырём основным периодам рождения: 1. Безмятежность. 2. Страх-безысходность. 3. Надежда-борьба. 4. Любовь- свобода. Выявлено, что эти матрицы имеют устойчивые проявления характера. Спортивная психология данные закономерности не изучала. Гипотеза нашего исследования – особенности рождения влияют на эмоционально-волевую сферу спортсмена. Констатирующий эксперимент был проведён авторами статьи совместно с А. А. Богдановым, И. В. Исаевым. В эксперименте участвовали 2 группы спортсменов: футболисты и борцы вольного стиля. Общее количество испытуемых 53 чел. Возраст – 11-16 лет. Методы исследования: Испытуемым предлагался опросник М. В. Чумакова для диагностики волевых качеств личности, методика исследования ситуативной и личностной тревожности СТ-ЛТ Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина. Матерям испытуемых предлагалась специально разработанная Шемет И. С. перинатальная анкета, включающая 30 вопросов, касающихся особенностей рождения испытуемых: вес при рождении, продолжительность родов, способ родовспоможения, наличие осложнений и др. Задача исследования – соотнести данные перинатальных анкет и данные психодиагностики. Результаты эксперимента. Обработка перинатальных анкет позволила выделить 6 групп испытуемых: 1. Рождённые путём кесарева сечения по медицинским показаниям – 3 чел. 2. Рождённые путём кесарева сечения в ходе естественных родов – 6 чел. 3. Недоношенные – 3 чел. 4. Быстрые нормальные роды – 23 чел. 5. Роды с выдавливанием плода – 4 чел. 6. Переношенные – 3. (Затяжные роды – 1 человек в группу не включен). Обработка данных психодиагностики отражена в таблице 1. Таблица 1 Обработка данных психодиагностики Опросник ВКЛ Тревожность Группы О И Р С В Н Э Вн Ц Итоговый СТ ЛТ 1 9 7 8 5 7 8 6 8 8 8 (170) 34 32 2 6 6 6 5 7 5 6 6 6 6 (143) 33 38 3 7 5 6 5 6 6 6 6 6 5 (130) 35 39 4 7 6 7 5 6 6 6 5 6 5 (132) 34 34 5 6 6 6 4 7 6 7 6 7 6 (144) 36 36 6 8 7 8 4 8 7 7 6 8 7 (164) 27 27 Среднее значение 7 6 7 5 7 6 6 6 7 6 32 34 Результаты эксперимента показывают, что по уровню личностной тревожности (ЛТ) самый большой показатель в группе No 3 (недоношенные); на втором месте группа No 2 (кесарево сечение в ходе естественных родов); на третьем месте группа No 5 (роды с выдавливание плода); на четвертом месте группа No 4 (естественные нормальные роды); на пятом месте группа No 1 (кесарево сечение по медицинским показаниям). Самый низкий уровень личностной тревожности в группе No 6 (переношенные дети). По уровню ситуативной тревожности (СТ) самый высокий показатель наблюдается в группе No 5 (роды с выдавливание плода); на втором месте группа No 3 (недоношенные дети); на третьем месте группы No 1 (кесарево по мед. показаниям) и группа No 4 (естественные нормальные роды); на четвертом месте по уровню ситуативной тревожности группа No 2 (кесарево в ходе естественных родов). Самый низкий показатель уровня ситуативной тревожности в группе No 6 (переношенные дети). В целом по показателям ситуативной (СТ) и личностной (ЛТ) тревожности лидирует группа No 3 (недоношенные); самый низкий уровень обоих показателей в группе No 6 (переношенные). По данным опросника ВКЛ (волевые качества личности): • по шкале О (ответственность) самый высокий показатель в группе No 1 (кесарево сечение по мед. показаниям), самый низкий в группах No 2 (кесарево в ходе естественных родов) и No 5 (роды с выдавливанием плода); • По шкале И (инициативность) самый высокий показатель наблюдается в группах No 1 и No 6; самый низкий уровень в группе No 3; • По шкале Р (решительность) самый высокий балл в группах No 1 и No 6. Остальные группы набрали примерно одинаковое количество баллов; • По шкале С (самостоятельность) во всех группах примерно одинаковое количество баллов; • По шкале В (выдержка) самый высокий показатель в группе No 6, остальные группы по баллам примерно одинаковые; • По Н (настойчивость) самый высокий уровень наблюдается в группе No 1, самый низкий в группе No 2; • По шкале Э (энергичность) все группы находятся примерно на одном уровне; • По шкале Вн (внимательность) на первом месте по уровню находится группа No 1, на последнем группа No 4; • По шкале Ц (целеустремленность) самый высокий балл у групп No 1 и No 6, остальные группы приблизительно равны; • По итоговому баллу ВКЛ лидирует группа No 1, на втором месте группа No 6, на третьем месте группы No 2 и No 5, на последнем месте группы No 3 и No 4. Вывод: особенности перинатального развития влияют на волевые качества, уровень тревоги юных спортсменов. Данное исследование является пилотажным для изучения данной проблемы. Парфентьев В.И., Шемет С.С. | |
Категория: 13.00.00 Педагогические науки | | |
Просмотров: 667 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |