MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 13.00.00 Педагогические науки

Оценка применения тренажера, имитирующего скальный рельеф на занятиях физической культурой, как фактора социализации и гармоничного развития
07.08.2019, 01:19
Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. В процессе социализации, на различных этапах, происходит взаимодействие с агентами и факторами, которые влияют на человека в большей или меньшей степени.

В нашем исследовании мы проанализировали учебно-тренировочный процесс, протекающий в условиях применения тренажера, имитирующего скальный рельеф, как одного из возможных факторов, формирующих механизм социализации в современном мире.

В условиях любой деятельности возникает необходимость выполнять работу, связанную с опасностями. Опасностями (в общем смысле) можно назвать факторы не только физические, угрожающие здоровью, но также социальные (угроза наказания, потеря престижа, уважения...) и «духовные», которые могут вызвать переживания по поводу совершенных ошибок, оплошностей, нанесения кому-то вреда и пр. Нами был проведен ряд экспериментов для исследования склонности к риску современных школьников и мотивации к достижению цели.
Тесты позволили оценить личностные характеристики, опирающиеся на способность анализировать конкретные ситуации и собственные возможности, контролировать развитие ситуации, корригировать свое поведение в ней. Тестирование проводилось в контрольной и экспериментальной группах.
Готовность к риску непосредственно связана с направленностью личности на достижение цели и ориентацией на избегание неудачи определялась по опроснику RSK для оценки склонности к риску (по Г. Шуберту).

никогда не рискует – 0–10
небольшая выраженность – 20
средняя выраженность – 30
высокая выраженность – 40
контрольная группа – 50
экспериментальная группа – 60–70

Рис. 1. Показатели склонности к риску детей среднего школьного возраста

Результаты теста показали, что в контрольной группе 35% занимающихся имеют среднюю выраженность склонности к риску, 31% небольшую склонность, и 34% высокую выраженность измеряемого качества.

В экспериментальной группе количественные показатели распределились следующим образом: 16% низкая склонность к риску, 64% – средняя выраженность склонности к риску, 20% – высокая выраженность изучаемого качества.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что в результате занятий посредством тренажера, имитирующего скальный рельеф, у занимающихся показатель склонности к риску приобретает среднюю выраженность, что говорит о том, что данная склонность не граничит с безрассудностью, а, наоборот, занимающиеся способны к анализу ситуации и корригированию своего поведения.

Мотивация достижения – одна из разновидностей мотивации деятельности тестировалась нами по опроснику «для оценки мотивации к достижению цели – к успеху» (по Т. Элерсу).

Нами были получены данные о том, что дети, занимающиеся по экспериментальной методике согласно набранной сумме баллов проводимого тестирования, обладают большей мотивацией к достижению успеха.

Таким образом, необходимо отметить, что по ряду показателей оценки готовности занимающихся к предстоящим действиям и реагированию в изменяющихся условиях дети, занимающиеся по апробируемой методике, не уступают своим сверстникам, занимающимся по стандартной методике, а в большинстве случаев, даже превосходят их.

невысокая высокая
контрольная группа
экспериментальная группа
Рис. 2. Показатели мотивации к достижению успеха

В процессе исследования, так же было проведено тестирование влияния скалолазания на психофизиологические особенности школьников 11 - 13 лет для выявления развития адаптационных возможностей в условиях изменяющийся потоков внешней информации. Вариативность сложностей прохождения дистанции в ходе эксперимента позволила оценить уровни притязаний школьников к решению коротких задач, возникающих в процессе лазания. По результатам эксперимента выбор ситуативных решений, в рамках тренировочного процесса с использованием тренажера, вызывают у школьника повышенное нервно-психическое напряжение и требуют высокого уровня развития психофизиологических показателей. Это связано с большим объемом информации, которая должна быть переработана в короткие сроки.

Тестирование ситуационной вариативности действий проводилось в три этапа. Оценка результатов показала, что скорость ответной реакции на задание возрастает, а время выполнения ситуационного задания снижается.

Рис. 3. Результаты выполнения тестового задания на трех этапах эксперимента
Средний показатель выполнения задания на первом этапе составил 76,7 сек., на втором – 69,1 сек., на третьем – 69 сек. При этом задачи, поставленные перед занимающимися не повторялись, поэтому улучшение показателей относится не к разучиванию дистанции, а к тренированности вариативности мышления на тренажере.

Таким образом, было выявлено, что показатели ситуационной вариативности на занятиях с использованием тренажера, имитирующего скальный рельеф, имеют тенденцию к прогрессированию. Следовательно, имеют положительное влияние на процессы восприятия окружающей среды и адаптации к изменяющимся условиям. Чему так же свидетельствует и положительная динамика результатов тестов физической подготовленности. О чeм свидетельствует увеличение показателей: силы ног – на 7.9%, силы мышц плечевого пояса - на 5,6%, гибкости позвоночника – на 30,3%, измеряемых посредством выполнения тестовых заданий: прыжок с места, отжимание из упора лежа, наклон вниз, стоя на тумбе; координационных способностей по тесту с бросанием и ловлей мяча на 35,5%, и показателей пробы Ромберга на 15%; работы зрительно-двигательного анализатора по тесту измерения скорости реакции на движущийся объект на 10,4%, по сравнению с детьми, занимающимися по программе ОФП без использования тренажера, имитирующего скальный рельеф.

В совокупности с полученными результатами тестирований, показательными так же стали результаты анкетирования преподавателей дополнительного образования по физической культуре и детей исследуемой возрастной группы.

К положительным чертам данного вида двигательной активности специалистами были особо отмечены следующие:
• является средством повышения уровня здоровья детей – 98%;
• воспитывает дисциплинированность и целеустремленность – 83%;
• воспитывает ответственность и внимание к собственному здоровью – 97%;
• полезен, как элемент пропаганды активного образа жизни – 97%;
• способствует повышению интереса за счет преодоления собственных страхов и покорения новых высот, стирая грани однообразия – 88%. Среди детей самыми распространенными положительными чертами стали следующие:
• способствует улучшению здоровья (по сравнению со сверстниками они реже болеют) – 72%;
• способствует улучшению показателей общей и прикладной физической подготовленности, что выражается в росте результативности на уроках физкультуры в школе, выполнении большего количества домашних работ и свободе действий в жизненных ситуациях – 81%;
• положительно влияет на воспитание морально-волевых качеств (78% респондентов) и развитие физических (82%): силы, выносливости и ловкости.

Следовательно, применение тренажеров, имитирующих скальный рельеф, на занятиях физической культурой способствует развитию и совершенствованию физических качеств, повышает функциональность организма, имеет широкое прикладное значение и как следствие обеспечивает ребенку адаптацию к быстро изменяющимся условиям жизни. При этом является интересным для детей и достаточно недорогостоящим в обслуживании вариантом переоборудования школьных и других помещений. С точки зрения социализации личности нами оценен как надежный фактор, обеспечивающий функционирование механизма социализации, за счет возможности решения как психологических, так и педагогических задач развития личности.

Литература
1. Ковалева А.И. Социализация / А.И. Ковалева // Знание. Понимание. Умение. – 2004. – No 1.
2. Матвеев Л.П., Полянский В.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теор. И практ. физ. культ., 1996. – No 7. – С. 42–47.
3. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности / А.В. Батаршев. – СПб.:Изд. Речь, 2005.
Каткова А.М.
Категория: 13.00.00 Педагогические науки | Добавил: GOD
Просмотров: 11 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]