MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 13.00.00 Педагогические науки

Развитие волевых качеств спортсменов-единоборцев. Исаев Д.В.
07.08.2019, 00:58
Цель данного исследования: апробация методики интенсивного развития волевых качеств спортсменов-борцов вольного стиля, разработанной на основе интегративных психотехнологий доктором психологических наук, профессором И.С. Шемет.

В трактовке воли существует два теоретических подхода:
Первый подход возник в 20 веке, он однозначно связывает волю с деятельностью сознания. Этот подход доминирует в физическом воспитании, когда тренировки воли связаны с самопринуждением. Подробно этот подход раскрывает Ильин Е.П.. Второй подход развивается в психологии с начала 21 века Чумаковым М.В. В нем показано, что волевые качества по-разному проявляются в зависимости от эмоционального состояния личности, поэтому сознательная тренировка воли не достаточна, необходима эмоционально – волевая регуляция.

Накопленные знания в трансперсональной психологии (Станислав Гроф, Сондра Рей) показывают, что самые глубокие переживания страха, парализующие в дальнейшем волю человека, связаны с моментом биологического рождения, который запоминается бессознательно. Аналогичные данные получены в перинатальной психологии.

Современные интегративные психотехнологии ребефинга позволяют в некоторой степени снять эти глубинные переживания рождения при помощи комплекса дыхательных и физических упражнений. На глубинной отработке психотравмы рождения основана методика интенсивного развития волевых качеств, разработанная профессором И.С. Шемет с учетом специфики вольной борьбы.

Особенность вольной борьбы заключается в большом количестве сдавливаний тела соперником, которые актуализируют в психике бессознательный опыт рождения и могут приводить к негативным последствиям в виде страха, отказа от борьбы, потере контроля, слабости или гипертонусу мышц. Правильное отреагирование этих состояний снимает негативный комплекс и приводит к повышению волевых качеств и усилению сознательного управления поединком. В этом состояла гипотеза нашего экспериментального исследования.

В исследовании приняла участие группа спортсменов – борцов вольного стиля в количестве 23 человек в возрасте от 11 до 16 лет, имеющие разряд КМС и 1 взрослый разряд проходила занятия по методике И.С. Шемет. Занятия проводились 2 раза в неделю в течение 1,5 месяцев. Всего проведено 10 занятий.

Каждое занятие состояло из упражнений:
1. Интенсивное дыхание на счет. Упражнение выполняется сидя на полу. Дыхание осуществляется медленно по команде тренера в принудительном ритме на счет по 5–10 раз. Между сессиями дыхания проводится катарсис – смех, откашливания.
2. Интенсивное дыхание на время. Упражнение выполняется в положении лежа на спине с закрытыми глазами. Выполняется дыхание ребефинга – активное связанное с акцентом на вдох. Темп дыхания нарастающий. Время упражнения – 15–20 минут. Цель упражнения – психическая активация проблематики рождения, вхождение в процесс ребефинга.
3. Упражнение «Рождение». Упражнение «рождение» представляет имитацию прохождения ребенком родового канала. Цель упражнения – создание условий напоминающих рождение человека: таких, как – сжатия, придавливания и т.п. Выполняется в группах по 3–4 человека.
5. Свободное дыхание. Упражнение выполняется лёжа с закрытыми глазами. 10 минут связанного дыхания – техника «вайвейшн».
6. Проговор в группе. Каждый участник рассказывает о своих субъективных переживаниях, полученных в ходе занятия.

Для контроля психологического состояния, волевых качеств спортсменов мы использовали 3 тестовых методики: – психодиагностическая методика исследования ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина (СТ-ЛТ); – методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН); – опросник волевых качеств личности (ВКЛ) М.В. Чумакова. Все тесты проводились до начала занятий и после их окончания. Кроме того, проводились педагогическое наблюдение в ходе занятий и экспертная оценка поведения и состояния спортсменов. В качестве экспертов выступали тренер по вольной борьбе, учителя и родители спортсменов. Для оценки субъективных результатов методики применялся «проговор» и письменный самоотчет после каждого занятия.

Данные тестов и наблюдений показывают, что в результате занятий произошел статистический значимый рост выраженности следующих волевых качеств: ответственность, инициативность, самостоятельность, выдержка и внимательность (по методике ВКЛ). По данным экспертов проблемные дети с плохим поведением стали более спокойны и послушны. Это выразилось также в снижении показателей общей тревожности (по методике СТ-ЛТ). Дети, которые были эмоционально подавлены, стали более активны. Это выразилось в повышении показателей активности и настроения (по методике САН). По данным самоотчета испытуемых многие отметили, что им стало намного легче дышать, стали смелее, многие отметили улучшение самочувствия.

Таким образом, данные формирующего эксперимента показали, что методика отработки глубинных страхов рождения у спортсменов, разработанная И.С. Шемет и основанная на интегративных психотехнологиях, приводит к снижению тревоги и повышению волевых качеств борцов.
Категория: 13.00.00 Педагогические науки | Добавил: GOD
Просмотров: 658 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]