Главная » Файлы » Научные статьи » 13.00.00 Педагогические науки |
Планирование профессиональных компетенций на примере выездного учебно-практического семинара «Индустрия гостеприимства и изучение культурно-
07.08.2019, 00:47 | |
В целях повышения международной конкурентоспособности систем высшего образования европейские государства взяли курс на координацию политики в сфере высшего образования. На рубеже ХХ–ХХI вв. 29 европейских государств определили стратегию развития высшего образования, закрепив ее в ряде совместных деклараций и коммюнике (Сорбонская декларация 1998 г., Болонская декларация 1999 г., Пражское коммюнике 2001г.). В этих программных документах фактически были определены основные направления развития высшего образования на ближайшие 10 лет. В России предпринимаются попытки реформирования системы подготовки кадров с целью ее приближения к общеевропейским стандартам. Главной его целью является формирование единого образовательного пространства с Европой. По мере расширения и углубления Болонского процесса возрастает внимание к качеству высшего образования, как ключевому фактору успеха всех преобразований. В таких условиях главным в оценке эффективности становится не только качественное планирование и реализация учебного процесса, но и его результаты: полученные студентами знания, компетенции и навыки [1]. С введением в вузах двухуровневой структуры подготовки активизировались дискуссии о сущности квалификации выпускников, соотношении общенаучной и профессиональной подготовки, роли универсальных компетентностей. Дополнительным стимулом послужило указанное в документах по Болонскому процессу значение трудоустраиваемости выпускников. Это потребовало при планировании программ практик подготовки бакалавров и магистров конкретных исследований о том, какими квалификациями должны обладать кадры туризма. Как известно, одним из основных отличий и преимуществ стандартов третьего поколения является реализация компетентностного подхода при определении требований к содержанию и уровню подготовки выпускников. С данным подходом непосредственно связана новая стратегия руководства туристских вузов России. В нем в качестве важнейших стратегических задач определен переход к студентоцентрированному обучению в области туризма и гостеприимства, ориентация на результаты обучения, применение активных методов обучения и особое внимание в этой связи уделено повышению внимания к практическому обучению студентов, где модули – это формы практического обучения, каждый из которых, содержит измеримые результаты обучения – профессиональные компетенции. При модульном построении практического обучения следует учитывать те компетентности, которые студент уже приобрел до начала обучения в модуле на данном курсе. При осуществлении модуля практического обучения должен быть составлен индивидуальный профиль овладения профессиональными компетенциями студентом при этом последние должны быть представлены в процентах. Имеется множество представлений о путях построения и оценки профессиональных компетенций для различных модулей. Практический тренинг по формированию компетенций не сводится только к приобретению «локальных знаний», дополняющих общие знания: компетенции строятся на базе прототипичной ситуации – учебно-практического семинара. Педагог выстраивает компетенцию совместно с профессионалом сферы туризма и гостинично-ресторанного бизнеса, учитывая варьируемые условия, которые отдаляют от прототипичной ситуации, различая при этом: правила действия, вытекающие из видов ситуаций, и научные концепции как организующие факторы деятельности. Профессиональная компетенция означает «уметь делать и понимать, что ты делаешь», а не просто уметь применять правила к действию/ситуации. Приобретение компетенций есть расширение своего поля рефлексии и действия. Во французской версии Рекомендаций Европарламента и Совета Европейского Союза о Европейской структуре квалификаций для образования в течение всей жизни (Сadre Européen des Certifications – CEC) 2008 г. компетенция определяется как доказанная способность использовать знания, умения и личные, социальные или методологические качества в ситуациях труда или учебы и для профессионального или личного развития. Компетенции описываются в терминах принятия ответственности и самостоятельности. Важно учитывать понимание сути результатов обучения (acquis d’apprentissage), которые охватывают то, что студент должен знать, понимать и/или будет способен делать по завершению цикла обучения [3]. В научно-методическом плане кафедры туризма и сервиса дальнейшая реализация программ выездных учебно-практических семинаров по России и зарубежью Во время реализации данных модулей практического обучения мы хотели бы особое внимание уделить освоению студентами, следующих профессиональных компетенций: тенденции развития туризма в данном регионе, стране; учет опыта организации туристской деятельности по развитию и продвижению дестинаций; о специфике работы отелей по организации международных деловых конференций, семинаров; о программах развития туристской инфраструктуры региона; о формировании знаний о культурно-историческом и туристском потенциале региона, страны; видение перспектив взаимодействия туристской индустрии России и зарубежных стран. На кафедре туризма и сервиса РГУФКСМиТ были предложены конкретные профессиональные компетенции, которые планируются для освоения студентами специальности и направления «Туризм» во время выездного учебно- практического семинара. Данный семинар представлен в программе «Изучение гостиничного хозяйства и индустрии туризма в Санкт-Петербурге» разработанной на основе специально проведенного анализа баз практик, материалов выставок, анкетирования работников гостиниц, туристских фирм Москвы. Программа учебно-практического семинара планируется провести в течении пяти дней в Санкт-Петербурге. В программу включено лекции, тренинги и учебные экскурсии в гостиницах «Россия», «Гранд Отель Европа» «Балтийская звезда», туристского информационного центра. Во время учебных экскурсий студентами будут изучены номера отеля всех категорий, рестораны и бары, кухня отелей, бассейны, залы для фитнесса, массажа, а также служб бронирования. Студентам будут предложены раздаточные материалы от всех гостиниц на завершающем этапе их посещения в конференц-зале отеля. Программа выездного учебно-практического семинара обеспечена высококвалифицированным составом специалистов, проводящих занятия-тренинги со студентами в отелях, так например, в гостинице «Sokos Hotels St.Petersburg» мы на осуществляем планирование тренингов для студентов с менеджером по продажам для корпоративных клиентов Константином Викатом. Совместно с К. Викатом и кафедрой туризма и сервиса РГУФКСМиТ для данного семинара была подготовлена лекция- демонтрация по программам обслуживания клиентов в гостинице «Sokos Hotels St.Petersburg», а также учебная экскурсия с показом шести номеров различных категорий, трех ресторанов, бара и SPA-центра отеля, открывшегося в 2008 году. Освоение профессиональных компетенций планируется по следующим блокам: тенденции развития гостиничного бизнеса в России и Санкт-Петербурге; основные службы и функции данной гостиницы; организационная и управленческая структура гостиницы; структура, необходимая для эффективной работы по обслуживанию корпоративных мероприятий; форматы обслуживания корпоративных мероприятий; анализ меню для обслуживания торжественных мероприятий, в т.ч. выездных; составляющие предложения для корпоративных клиентов. На выездном семинаре планируется предоставлять специальную туристскую информацию, недоступную широкому потребителю, проводить индивидуальное консультирование студентов во время поездки. Практические задания по изучению культурно-познавательного потенциала разработаны на кафедре туризма и сервиса РГУКФКСиТ ст. преподавателем Киримовой З.В. и доцентом Жилковой Ю.В. и включают в себя следующие разделы: практическое задание по Эрмитажу; задание фото-прогулка по Невскому проспекту; задание по Санкт- Петербургу (тест); задание на англ. языке о достопримечательностях Северной столице. Например, одно из заданий было сформулировано таким образом, что студенты сначала перевели текст, а затем поехали к нему и сфотографировали объект, о котором говорится в тексте. Saint-Petersburg is a World famous city. It is famous for its history – "City of three revolutions”, for white nights, drawbridges, for its architecture. Temples of Saint-Petersburg play a great role both in history and architecture. One of the first buildings in the city was Peter and Paul Cathedral. Most of Romanovs were buried here. After this, Saint-Petersburg became the centre of Temple building. The Saint-Petersburg temples represent the city as a multicultural one and as the sample of tolerance. People of great number of nationalities and religions lived here since its foundation. There is a tall building on 91, Primorsky prospect. It attracts attention to its proportions and symbolism. It impresses with its unusual forms, walls like fortress ones, misterious symbols on the Eastern facade. The grey monolith of its Nothern wall towers the three-storeyed rectangular building. The Southern facade is decorated with a four-pillared portico. Granite facing, glazed bricks and guilded components af decoration forms the unique image of the building. It combines the elegant beauty of European modern style and severe beauty of Tibet architecture». После возвращения группы в Москву планируется студенческая отчетная конференция с презентациями, фотографиями о поездке. Все задания учебно- практического семинара в Санкт-Петербург были составлены в двух вариантах, и каждый год планируется их обновление. С преподавателями кафедры туризма и сервиса мы, студенты 3 курса «Туризм», разрабатываем дифференцированные программы тренингов выездных семинаров для студентов направления и специализации «Туризм» РГУФКСМиТ, где будут освещены следующие профессиональные компетенции для 1 курса: особенности продаж, услуг, что такое услуга в отельном бизнесе, виды услуг данной гостиницы, общее и отличия в продаже услуги и ее проекта на этапах планирования, как составить Коммерческое предложение, от которого нельзя отказаться, а также мастер-классы барменов и официантов отеля. Для студентов 2–3 курсов тренинги на освоение профессиональных компетенций по организации продаж туристских услуг: особенности позиционирования и технология продаж услуг данного отеля, организация корпоративных мероприятий отеля, а также мастер-класс одного из ведущих менеджеров по продажам или бронированию. Для групп студентов выпускных курсов будут разработаны тренинги «Маркетинговые приемы продвижения услуги», которые включают в себя использование каналов и средств коммуникации; нетрадиционные каналы коммуникаций; сервис при продаже услуг, а также деловая игра «Переговоры при продаже услуг», включающие профессиональные компетенции проактивных продаж, основные правила торга и приемы компромиссных решений при продаже услуг. В дальнейшем, осуществляя выездные семинары в Санкт-Петербург кафедра туризма и сервиса предусматривает разработку и издание методического пособия по организации модульного построения учебной и производственной практик студентов РГУКФСиТ на примере выездных семинаров и стажировок по России и зарубежью. Литература 1. Болонский процесс: концептуально-методологические проблемы качества высшего образования (европейский подход): книга-приложение 3 / Под науч.ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 380 с. 2. Менеджмент туризма: учебник для студентов, обучающихся по направлению 521500 «Менеджмент». – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: РИБ «Турист», 2006. 3. Федин В.Т. Опыт применения десятибалльной шкалы при оценке компетенций студентов по специальным техническим дисциплинам / В.Т. Федин, Г.А. Фадеева // В кн. «Проблемы качества образования. Сравнительные исследования основных тенденций развития стандартизации в высшем образовании стран СНГ в контексте Болонского процесса». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. Едемская Ю.И. | |
Категория: 13.00.00 Педагогические науки | | |
Просмотров: 670 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |