MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 13.00.00 Педагогические науки

Характеристика трасс в ВМХ-racing, структура препятствий и основы их преодоления. Дышаков А.С.
07.08.2019, 00:32
Более 40 лет в мире развивается ВМХ-велоспорт (англ.- bicycle motor extreme) т.е., веломотоэкстрим. Официальное признание Международным Союзом Велосипедистов (UCI) ВМХ-racing произошло в 1996 году, когда официально проводился 1-ый чемпионат мира под эгидой UCI. ВМХ с каждым годом завоевывает все большую популярность среди молодежи.

В 2008 году на Олимпийских играх в Пекине впервые были разыграны 2 комплекта медалей в дисциплине - ВМХ-racing. ВМХ-спорт, как форма спортивной деятельности, предъявляет высокие требования к проявлению координационных способностей и уровню технической подготовленности в условиях активного противоборства гонщиков на дистанции и высоких психофизических напряжений. Деятельность спортсмена предполагает преодоление препятствий (прыжком или «облизывая» - проезжая по препятствию), виражей различной сложности. Актуальность исследования: В настоящее время только начинают формироваться научно-методические основы ВМХ-racing. Одной из актуальных задач подготовки спортсменов является формирование готовности к преодолению соревновательной дистанции. Взаимосвязь структурных элементов соревновательной деятельности и уровня подготовленности спортсменов позволит объективизировать процесс управления тренировочным процессом. Вся работа по формированию необходимой структуры подготовленности должна быть ориентирована на совершенствование основных элементов соревновательной деятельности.

Цель исследования – выделить модельные характеристики структурных элементов ВМХ-велодромов.
Задачи исследования:
1. Выделить базовые структурные элементы ВМХ-велодромов.
2. Определить модельные характеристики основных элементов ВМХ- трассы.
Методы исследования:

1. Анализ литературных источников, официальных документов UCI, Constitution and regulations (основной документ, регламентирующий деятельность национальных федераций по велосипедному спорту).
2. Педагогические наблюдения.
3. Методы математической статистики.
Объект исследования: структурные элементы ВМХ-велодромов.

Предмет исследования: модельные характеристики структурных элементов ВМХ-велодромов.

Организация исследования: исследования проводились в течение 2009- 2010 гг., предполагалось проанализировать литературные источники и официальные документы Международной федерации велосипедного спорта.

В результате анализа литературных источников и практики ВМХ-racing нами были выделены структурные элементы трасс в ВМХ-racing. Стартовая гора предполагает наличие 8-ми дорожек для участников. Стартовая гора оснащается специальным автоматизированным стартовым механизмом, в который «встают» спортсмены.
Рис. 2. Стартовая гора-«Starting hill»

Трасса включает препятствия различной сложности: одиночные (рис. 3), двойные (рис. 6), тройные (рис. 7) и многократные (рис. 11) в зависимости от количества и высоты «бугров» (0,6-1,5 м.). Все препятствия можно условно разделить на «маленькие»: длина – 3-6 метров, высота – 0,6-0,8 м. и «большие»: длина – 6-10 метров, высота – 1,5-2 метра.

Одиночные препятствия – «roller», как правило, располагаются в конце стартового отрезка или перед «маленькими» трамплинами. Данный вид препятствий требует от спортсмена проявления умений и навыков по преодолению его на заднем колесе, не снижая скорости.

Рис. 3. Препятствие «Волна»-«Roller»
Рис. 4. Препятствие – small table-top» Рис. 5. Препятствие «big table-top»
Препятствие «стол» характеризуется ровной верхней поверхностью и бывает двух типов: «маленький стол» - «small table-top», длина которого составляет от 3до 5 метров, а высота 60 см.; «большой стол» - «big table-top» длина - 5-7 метров, высота 1,5 метра. Препятствие «small table-top» может располагаться на различных участках трассы: на первой прямой, 3-ей или финишной. «Big tabletop», как правило, расположено на 2-ой прямой или на - «elite section», так как для его преодоления от спортсменов требуется высокий уровень проявления скоростно-силовых качеств и технической подготовленности. Как правило, спортсменами используется три варианта прохождения препятствия «small tabletop»: 1- «облизывая» (т.е. проезжая на двух колесах); 2 - на заднем колесе; 3 - «прыжком» (с фазой полета). Вариант прохождения зависит от его расположения на трассе, тактической ситуации и уровня технической подготовленности спортсмена. При преодолении «big table-top» возможны два варианта его прохождения: «прыжком» и «облизывая».
Рис. 6. Препятствие – «small double» Рис. 7. Препятствие – «big double»

«Двойное» препятствие имеет два «бугра», наивысшие точки которых находятся на расстоянии 4-8 метров друг от друга, высота - до 1,5 метров. «Двойные» препятствия бывают: «маленькими» - «small double» - высота до 0,6 м., длина - 4-6 м. (рис. 6); «большими» - «big double» высота до 1,5 м., длина 6-8 м (рис. 7). «Small double» - располагаются на различных участках трассы в зависимости от геометрии и структуры велодрома. Данный вид препятствия предусматривает возможность трех вариантов его прохождения: 1- «облизывая»; 2 - «на заднем колесе»; 3 - «прыжком». «Big double», как правило, расположен на 2- ой или 3-ей прямой «elite section», предусмотренных для спортсменов высшей квалификации.

Рис. 8. Препятствие - «small triple»
Рис. 9. Препятствие - «big triple»
«Тройные» препятствия имеет три «бугра», расстояние между наивысшими точками вершин – 5-9 м, высота – до 1.5 м и так же подразделяются на «маленькие» - «small triple» и «большие» - «big triple». Данный вид препятствий можно условно отнести к «сложным» и требует от спортсмена высокого уровня проявления физических качеств и технической подготовленности. Используется пять способов преодоления данного препятствия: 1 – «прыжком»; 2 – «облизывая»; 3а - «на заднем колесе с 1-го на 2-ой бугор»; 3б – «на заднем колесе со 2-го на 3-ий бугор», 3в – «на заднем колесе с 1-го по 3-ий бугор». Выбор способа преодоления зависит от тактической ситуации, скорости и уровня психофизической и технической подготовленности спортсмена.

Рис. 10. Препятствие – «small step-down»
Рис. 11. Препятствие – «big step- down»
Препятствие «step-down» имеет форму ступеньки, опущенной вниз, высота наивысшей точки – до 1.5 м, длина - 5-8 м. Верхняя поверхность препятствия – ровная, что обеспечивает его преодоление без снижения скорости. «Small step- down» – высота первой (верхней) ступеньки – до 0,8 м, длина – не более 0,6 м., длина препятствия (от «вылета» до «приземления») – не более 6м. «Big step- down» – высота первой (верхней) ступеньки – не более 1,5 м, длина – не более 0,8 м, длина препятствия – не более 8 м. Преодоление препятствия «step-down» возможно двумя способами: «облизывая» и «прыжком».

Рис. 12 Препятствие - «small step-up» Рис. 13 Препятствие - «big step-up»
Препятствие «step-up» имеет форму «ступеньки вверх»: высота – первой ступени (нижняя) от 0,6 до 0,8 м., длина препятствия (от «вылета» до «приземления») от 4 до 7 м. Препятствие «small step-up» может быть расположено на любой из «прямых» велодрома и зависит от конфигурации и структуры велодрома. «Big step-up» предназначено только для высококвалифицированных спортсменов, т.к. для его преодоления необходим высокий уровень развития психофизиологических качеств и технической подготовленности. Возможны три варианта прохождения препятствия «step-up»: «облизывая», «на заднем колесе», «прыжком».

Рис. 14. Препятствие-«small triple step up»
Рис.15. Препятствие-«big triple step up»
«Triple step up» представляет собой «три ступеньки вверх», высота – 0,6 – 0,8м, длина – 5-8 м. Препятствие «сложное». В «Triple step up» можно условно выделить: «big triple step up» – «большое – тройная ступенька вверх», высота – 1,0 – 1,5 м., длина 6–8 м и «small triple step up» – «маленькое – тройная ступенька вверх», длина – 5–6 м., высота – 0,6–0,8 м. Как правило, «маленькие» препятствия предназначены для юных спортсменов, а «большие» - предназначены для высококвалифицированных спортсменов. В основном «triple step up» в структуре велодрома располагается на 2-й или 3-й прямой.

«Rhythmic section», как правило, включает в себя от 4 до 8 «маленьких» препятствий различного типа обеспечивающие спортсменам всех возрастов и уровня подготовленности безопасное преодоление на фоне усталости.

Рис. 16 Финишная прямая «Rhythmic section»
В основном на финишной прямой все препятствия расположены очень близко друг к другу, поэтому спортсмены не имеют возможность крутить педали, и преодолевают все препятствия за счет ритмичной работы руками, корпусом и ногами от сюда и название – «Rhythmic section».

Рис. 17. Вираж 90° Рис. 18. Вираж 180° Рис. 19. Финишный вираж
ВМХ-велодромы включают не менее трех виражей ширина – 5 м. Первый вираж, как правило, шириной 6 м, обеспечивает прохождение дистанции на соревновательной скорости – 30–40 км/ч. (рис.17). Угол поворота виража 90° или 180°. Финишный вираж, в основном, «маленький», т.к. при его преодолении спортсмены едут на средней скорости, на фоне усталости с сильнейшим закислением мышц (рис.19).

Результаты исследования:
1. Выделены базовые структурные элементы ВМХ-велодромов:
• «Стартовая гора»-«Starting hill»;
• Препятствия различной сложности: 1 «Roller»; 2 «table-top»; 3 «double»; 4 triple»; 5 «step-down»; 6 «step-up»; 7 «triple step up»; 8 «Rhythmic section»;
• Виражи различной конфигурации: 1 «first turn»; 2 «90° turn»; 3 «180° turn». 2. Представлены модельные характеристики основных элементов ВМХ- трасс.

В современной методике обучения технике езды в ВМХ-racing необходимо учитывать индивидуальные особенности двигательных навыков спортсменов. Одна из них – вариативность, т.е. способность гонщика изменять компоненты выполняемого приема, связанные с изменением трасс, скорости и положение системы «велосипед-велосипедист». Другой особенностью является то, что отдельные приемы выполняются часто совместно – прыжок с поворотом, торможение в повороте и др. Всякое совершенствование техники включает как изолированное, так и совместное совершенствование отдельных приемов езды. Близкие по технике управления приемы, но выполняемые на различном грунте, на различной скорости, в различных положениях следует рассматривать как новые двигательные навыки, требующие специального изучения и совершенствования.

Вместе с освоением техники решаются и важнейшие задачи тактической подготовки, особенно в выборе рациональной траектории движения и мест преодоления препятствий: постоянная смена элементов трасы, углов атаки и др. уровень технического мастерства определяет КПД спортсмена. Недостатки в технике не могут быть компенсированы за счет применения больших объемов и высокой интенсивности нагрузок общая и специальная физическая подготовка создает только предпосылки для овладения совершенной техникой движений и является фундаментом для проявления технического мастерства.

Литература
1. Блеер, А.Н. Основы психофизиологии экстремальной деятельности / под. ред. д.п.н., проф. А.Н. Блеера. – М., 2006. – 380 с.
2. Родионов А.В. Практика психологии спорта / А.В. Родионов. – Ташкент: Lider Press, 2008. – 236 с.
3. Родионов А.В. Практическая психология физической культуры и спорта: учебник / А.В. Родионов. – М: «Юпитер» Махачкала, 2002. – 158 с.
4. Родионов А.В., Психология физического воспитания и спорта: учебник /А.В. Родионов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир»,2004. – 576 с.
5. Сучилин Н.Г. Анализ спортивной техники / Н.Г. Сучилин // Теория и практика ФКиС. – 1996. – No 12. – С. 10–14. 6. Сучилин Н.Г. Педагогико-биомеханический анализ техники спортивных движений на основе программно-аппаратного видеокомплекса / Н.Г. Сучилин //ТиПФКиС, 1996. – No 4.
Дышаков А.С.
Категория: 13.00.00 Педагогические науки | Добавил: GOD
Просмотров: 623 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]