MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 13.00.00 Педагогические науки

Модульная технология начальной спортивной ориентации школьников на занятиях олимпийскими видами единоборств. Дорошин А.А.
06.08.2019, 21:41
Прогнозируя возможности ребенка или подростка, тренер опирается на современные методы морфологических и функциональных исследований, создает модель возможного развития индивида с надеждой на успешную в дальнейшем спортивную специализацию. Проблема совершенствования системы ранней спортивной ориентации в настоящее время нашла большую поддержку со стороны специалистов различного профиля как у нас в стране, так и за рубежом (Харре Д., Хачкованян К.Г., Bremer D., Briksi A., Dekkar N. и др.)

Несмотря на имеющиеся данные, проблема ориентации талантливых детей в спорт находится постоянно в стадии поиска, совершенствования и дальнейших разработок. Научно обоснованных методов отбора детей в спортивные школы, а также прогнозирование их будущих результатов становится важным этапом и неотъемлемой частью современной системы подготовки спортсменов от новичков до мастеров международного класса Губа В.П. 2003).

Ориентация спортивно одаренных детей тесно связана с актуальными вопросами оптимизации всего процесса подготовки спортивных резервов, в совершенствовании организационных форм работы, методике обучения и тренировки (Булгакова Н.Ж. 2004).

Особо актуальным стал вопрос о своевременном выявлении способностей у детей и подростков к определенным видам двигательной деятельности. Рациональная система ранней ориентации позволяет создать благоприятные предпосылки полного раскрытия потенциальных возможностей и их совершенствования. Объективная оценка индивидуальных особенностей юных спортсменов потребовала комплексных исследований, так как не существует одного точного критерия спортивной пригодности. Даже спортивный результат не может иметь решающего значения в ранней ориентации спортсменов, особенно если не завершено формирование организма ребенка. Отдельно рассматриваемые морфологические, функциональные, биомеханические, педагогические, психологические, показатели не могут стать основой спортивной ориентации. Только комплексный подход к выявлению склонностей с учетом генетических задатков и способностей – ключ к эффективному осуществлению ориентации детей и подростков на занятия спортом. Актуальность создания данной технологии обуславливается необходимостью внедрения в спортивную практику средств поиска и ориентации талантливых детей на занятия спортом, причем адаптированных к современным социально-экономическим условиям, так как традиционные методы не отвечают главной задаче приобщения подрастающего поколения к активному образу жизни. Необходимость внедрения этой технологии связана с тем, что современную молодежь, растущую в системе информационных воздействий, очень сложно переориентировать от иллюзорного мира развлечений и компьютерных технологий на активный образ жизни.

Противоречие заключается в том, что учреждения дополнительного образования, имея возможность вести работу по спортивной ориентации в общеобразовательных школах, используя разные ресурсы, не проводят ее, а работают, как правило, только с теми, кого родители приводят в секцию.

Предлагаемая нами технология станет связующим звеном между общеобразовательными и детско-юношескими школами олимпийского резерва и позволит привлечь как можно большее количество детей в пространство спорта, обеспечив им социальную защиту от негативного влияния улиц и сомнительных мест проведения свободного времени.
Цель данной технологии – спортивная ориентация и подготовка детей к занятиям в секциях по олимпийскими видам единоборств.

Мы полагаем, что решение задач спортивной ориентации можно достигнуть с помощью комплексного изучения способностей детей:
 выявления генетической предрасположенность к тем или иным видам двигательной активности;
 определения уровня физической подготовленности, физического развития, здоровья школьника;  определения типа НС, типа темперамента, мотивации, интереса к конкретным единоборствам и подбором места для занятий по месту жительства.
 тестирования уровня знаний о физической культуре и видах спорта.

Центральной идеей предлагаемой нами технологии является использование стандартных нагрузок (модулей) на уроках физической культуры в школе.

Отличительными особенностями разработанной нами технологии являются:

1. Индивидуальное тестирование способностей к занятиям единоборствами в секциях.
2. Осведомление родителей и детей о наличии возможности для занятий спортом.
3. Знакомство детей с видами единоборств на теоретических уроках физической культуры.
4. Развитие на уроках, ведущих для сенситивного периода физических качеств.
5. Выявление моторно-одаренных детей, их способностей, выяснение индивидуальных предпочтений в видах двигательной активности.
В данной технологии мы используем несколько методологических подходов.

Индивидуальный подход – связан с тестированием способностей детей и их предрасположенности к конкретным видам двигательной активности. На основе специальных тестов и наблюдения выявляется наиболее подходящий на данный момент и перспективу вид единоборств и рекомендуется для занятий в секции. Информационный подход – заключается в том, что проводится работа по ознакомлению детей со смыслом понятий «Физическая культура» и «Спорт», историей возникновения единоборств и их развитием на современном этапе, с видами единоборств, осведомлению родителей о местах для спортивных занятий по месту жительства. Системный подход позволил рассматривать все компоненты технологии во взаимосвязи и развитии: индивидуальный подход обеспечивал повышение эффективности обучения занимающихся благодаря активному использованию их внутреннего ресурса и возможностей, личностно-деятельностный подход выражал направленность технологии на личность занимающегося, с приоритетом развития личностных способностей и появления индивидуальных предпочтений, принцип креативности означал творчество преподавателя в подготовке к занятиям и школьника (деятельность на занятии, а также совместное творчество).

Методика и организация исследования

Методическая составляющая заключалась в разработке методики развития физических качеств и обучения элементам единоборств младших школьников на основе развивающего модуля, с активным использованием различных методов и приемов педагогического воздействия. Помимо развивающего использовался и дидактический модуль. Его содержанием были теоретические занятия, посвященные ознакомлению детей с понятиями «спорт» и «физическая культура», «ЗОЖ», с историей развития единоборств, с олимпийскими видами единоборств. Оба модуля дополняли друг друга и обеспечивали непрерывность развивающих и информационных воздействий. Учебно-тренировочные занятия проводились с школьниками 4-х классов (10-11 лет) в рамках традиционной школьной программы по физическому воспитанию. Занятия в экспериментальной группе (ЭГ) отличались от контрольной группы (КГ) содержанием подготовительной и концом основной части. Подготовительная часть в ЭГ строилась по всем правилам разминки, а также включала в себя специально подобранные упражнения с элементами единоборств. Основная часть занятий в группах была идентичной и соответствовала разделам учебной программы. В завершении основной части урока в ЭГ проводились игры на воспитание конкретных физических качеств.

В ходе разминки в ЭГ применялись ОРУ наряду с элементами различных единоборств, специальная часть была направлена на развитие физических качеств. В начале использовались такие движения как ходьба, приставные шаги, движения руками, модификации шагов, бег, упражнения в стойке ноги на ширине плеч, упражнения в парах, упражнения с сгибанием и разгибанием ног и др.

После такого предварительного разогрева мышц проводились специальные упражнения на развитие физических качеств, а в конце основной части урока давались подвижные игры с элементами сопротивлений и единоборств качества воспитываемые в данный период. Это позволило поднять эмоциональный фон занятий, повысить интерес к ним и способствовать развитию физических качеств, мотивации, желанию заниматься спортом и физической культурой.

Содержание развивающего модуля основывалось на активном применении повторного и игрового метода. Выбранные нами специальные упражнения и
подвижные игры были разделены на четыре группы. В основу данного разделения была положена направленность на развитие физических качеств, в различные временные периоды, а также знакомство с разными упражнениями из единоборств. В первую группу вошли игры и специальные упражнения на развитие скоростных способностей. Содержанием второй группы явились игры и упражнения в парах на развитие собственно-силовых и скоростно-силовых способностей. Третья группа была направлена на развитие координационных способностей.

Развивающий модуль содержал комплексы упражнений из разных видов единоборств (бокс, борьба, фехтование, тэквондо), 22 подвижные игры и былрассчитан на 2-х разовые занятия в неделю. Продолжительностью одного занятия 45 минут. В каждом занятии использовалась одна игра определенной направленности. На следующем занятии использовалась другая игра той же направленности. После окончания периода направленного воздействия на определенное физическое качество происходил переход к развитию другого качества, поэтому использовались иные упражнения и игры. Смена периодов осуществлялась на протяжении всего учебного года, продолжительность каждого составляла три месяца.

Уменьшение времени, отведенного на основную часть занятий, вследствие использования специальных упражнений и игр на развитие конкретных физических качеств в специальной части разминки и завершении основной являлось незначительным. Интенсивность урока повышалась за счет развивающего модуля, что не снижало его общей эффективности. При разучивании новых упражнений и подвижных игр в экспериментальной группе применялись специфические и общепедагогические методы физического воспитания (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. 2001.).

В занятиях словесные и методы наглядного воздействия использовались комбинированно, то есть показ сопровождался словесным комментарием. При объяснении правил игры и выполнения упражнений акцентировалось внимание на технике выполнения движений и на условиях игры. Упражнения сопровождались методическим комментарием, а игры подсчетом.

В период освоения экспериментальной методики больше времени уделялось объяснению и показу различных элементов единоборств (ударов, рывков, уходов, захватов и т.д.) правил и условий игр, так как правильное исполнение движений, как в парах, так и поодиночке уже содержало в себе координационную сложность для занимающихся.

Разучивание в нашем случае не являлось главной задачей подготовительной части занятий. Известно, что если на разучивание тратить много времени, то ценность воздействия упражнений на функциональные системы снизится, да и интерес может пропасть. Поэтому ознакомление и разучивание были не продолжительными, некоторая доработка в этом отношении возможна в процессе комплексного выполнения в нужном темпе при должной нагрузке (Менхин Ю.В., Менхин А.В. 2002). Также нами были подобранны простые элементы из разных видов единоборств, для выполнения которых не нужна специальная подготовка. Это было сделано специально, чтобы любой ученик мог выполнить задание и порадоваться освоению нового для себя движения.

Каждое занятие содержало в себе элемент новизны, что оказывает положительное влияние на формирование двигательных координаций учеников. Запас двигательных умений и навыков, занимающихся постоянно, увеличивался и обновлялся. Координационная сложность задания возрастала вследствие увеличения числа вариантов упражнений; повышались требования к точности, быстроте, целесообразности, экономичности и стабильности выполнения упражнений, игровых приемов в одно и то же время, выполнение в условиях дефицита времени.

Организация учебно-тренировочного процесса на основе модульной технологии спортивной ориентации позволяет учитывать индивидуальные склонности, уровень физической подготовленности и мотивационные предпочтения для занятий единоборствами, видимо, поэтому предварительный эксперимент показал, что у школьников улучшилось поведение на уроках физической культуры, и появился интерес к активному образу жизни.

К концу эксперимента ученики должны овладеть комплексами специальных упражнений из различных видов единоборств, подвижными играми, уметь правильно выполнять технические действия, выбрать совместно с родителями место для занятий единоборствами в соответствии с нашими рекомендациями и записаться в спортивную секцию.

В данный момент основной эксперимент проходит на базе школы No 347 Щелковского района г. Москвы. Результаты исследования будут представлены позже в различных научных публикациях. Но уже сегодня можно сказать, что индивидуальный подход к выявлению спортивных способностей детей и целенаправленное развитие физических качеств в ходе урока является перспективным направлением в развитии детско-юношеского спорта.
Дорошин А.А.
Категория: 13.00.00 Педагогические науки | Добавил: GOD
Просмотров: 14 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]