MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 13.00.00 Педагогические науки

Функциональные асимметрии в стрелковом спорте. Дашинимаева А. Б.-Ц
06.08.2019, 21:37
В последние десятилетия на стыке дифференциальной психологи и нейропсихологии успешно развивается такое новое направление как нейропсихологический поход к проблеме индивидуальных различий (В.А. Москвин, 1990, 2002; Е.Д. Хомская, 2002). Оно основано на концепции «парциального доминирования» А.Р. Лурия (1969) и предполагает, что для каждого человека характерны индивидуальные констелляции или разные варианты сочетаний латеральных признаков, которые образуют индивидуальные профили латеральности (ИПЛ).

Они и определяют индивидуальные особенности реализации психических процессов и профессиональную успешность в разных видах деятельности. В настоящей работе рассматривается вопрос о возможности учета признаков латеральности (или парциального доминирования) в подготовке спортсменов в стрелковом спорте.

Современный спорт предъявляет повышенные требования ко всем сторонам подготовки спортсмена, умению управлять собой и формировать устойчивое функциональное состояние. Оптимальная адаптация к предельным физическим и психическим напряжениям в спорте высших достижений возможна при использовании нагрузок, ориентированных на индивидуальный генетический статус спортсмена. Межполушарная асимметрия – одна из фундаментальных закономерностей деятельности мозга – генетически детерминирована и находится под влиянием спортивного тренинга. Исследования ряда ученых показали, что индивидуальный профиль асимметрии составляет основу индивидуальности двигательной деятельности, регламентирует возрастные особенности ее организации и управления. ИПЛ является нейрофизиологической основой формирования индивидуальных различий двигательных функций человека, регламентирует характеристики произвольных движений и позы прямостояния, особенности их организации и управления. Однако единичные сведения о значимости ИПЛ в организации спортивной деятельности не раскрывают многогранной роли всех механизмов мозга с учетом вида спорта, спортивного стажа и квалификации.

Стрельба относится к точностным видам спорта. Специфика соревновательной деятельности стрелков предъявляет высокие требования к устойчивости позы при удержании руки в момент прицеливания. Поэтому, в стрелковом спорте очень важным является координация ведущей руки и глаза, леворукие (как и левоглазые) в стрелковых видах спорта практически не присутствуют. Доказано, что психофизиологические показатели свидетельствуют о специфике зрительно- пространственного восприятия движений, функционального состояния зрительного анализатора и дифференциальной чувствительности цветового восприятия у высококвалифицированных спортсменов. Также о выраженной функциональной асимметрии сенсорных систем, обеспечивающих адекватную адаптацию стрелка в пространстве и времени. Целесообразность детального анализа функциональных асимметрий у спортсменов-стрелков связана с асимметричностью позы и тренировочных нагрузок, зрительной депривацией при монокулярном прицеливании, особенностями оружия.

Результаты исследований свидетельствуют, что ИПЛ и особенности межполушарной асимметрии у высококвалифицированных спортсменов, являются следствием сочетания многолетнего спортивного отбора и долговременной адаптации к специфике тренировок. Стрельба характеризуется статичностью позы и постоянством внешних условий. Зрительный анализатор несет основную функциональную нагрузку в главной операции прицеливания, которое выполняется обычно одним «ведущим» глазом, монокулярно. И хотя в настоящее время проблема участия в прицеливании второго, «неведущего» глаза окончательно не решена, считается целесообразным стрелять с двумя открытыми глазами, не зажмуривая второй, нецелящийся глаз. Но при этом некоторые спортсмены закрывают этот глаз непрозрачным щитком, а другие – научаются психологически «подавлять» зрительное впечатление не целящегося глаза.

В своей работе М.А. Матова (1999) показала, что для стрелков, с функциональной нагрузкой на монокулярное восприятие значимого объекта, характерной оказалась асимметрия в работе зрительного анализатора. Полученные экспериментальные факты свидетельствуют о формировании особенностей монокулярного и бинокулярного зрения в процессе приобретения индивидуального опыта, а именно в процессе целенаправленной и длительной тренировки этих функций.

В результате тренировки у квалифицированных стрелков происходит функциональная специализация упражняемой монокулярной системы, и целящийся глаз приобретает ведущее значение в тех условиях, в той зрительной функции («прицеливания»), где выработан специальный механизм «подавления» функций второго, неведущего глаза. В то же время поле зрения ведущего глаза, по сравнению с неведущим, чаще бывает у стрелков меньше, что также, по-видимому, объясняется специализацией глаз: ведущий осуществляет точную локализацию объекта, а не ведущий выполняет «наблюдательную» функцию. По всей вероятности, такая функциональная специализация парного зрительного рецептора возникает подобно образованию «ведущей» стороны в других парных рецепторах, например «ведущей» руки. Итак, полученные факты свидетельствуют, что в процессе деятельности благодаря пластичному характеру и лабильности во взаимодействии монокулярных систем в определенных видах пространственного видения происходит формирование асимметрии или симметрии зрительного восприятия.
Немногочисленные данные о возможности изменения функциональных асимметрий под влиянием многолетних систематических тренировочных воздействий позволяют предположить целесообразность проведения исследований функциональных основ управления тренировочным процессом с учетом фактора симметрии-асимметрии, и, прежде всего на начальных этапах освоения спортивной техники в избранном виде спорта. В перспективе решение указанных проблем может явиться резервом оптимизации спортивного отбора, индивидуализации тренировочного процесса, точного выбора спортивного амплуа, целенаправленного формирования стиля соревновательной деятельности, адекватного специфике восприятия и стратегии мышления спортсмена. Определение предпочтительного латерального фенотипа для конкретных видов и предполагаемая возможность коррекции функциональных асимметрий открывает большие возможности для спорта высших достижений.

Литература
1. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга (2-е изд.) / А.Р. Лурия. – М.: Изд-во МГУ, 1969. –504 с.
2. Москвин В.А. Индивидуальные профили латеральности и некоторые особенности психических процессов (в норме и патологии): дис. ... канд. психол. наук / Москвин В.А. – М.: МГУ, 1990. – 191 с.
3. Москвин В.А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий: моног. / В.А. Москвин. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 288 с.
4. Матова М.А. Формирование асимметрии и симметрии зрительного восприятия в процессе практической деятельности человека: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Матова М.А.. – М.:, 1999.
5. Хомская Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. – М.: УМК «Психология», 2002. – 416 с.
Дашинимаева А. Б.-Ц
Категория: 13.00.00 Педагогические науки | Добавил: GOD
Просмотров: 617 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]