Главная » Файлы » Научные статьи » 13.00.00 Педагогические науки |
Об использовании межпредметных связей на уроках иностранного языка. Корнилова Л.В.
25.05.2012, 22:00 | |
Об использовании межпредметных связей на уроках иностранного языка Корнилова Л.В. Ивановский филиал Российского торгово-экономического университета, г. Иваново, Россия В статье речь идет о необходимости формирования межпредментных связей, так как образовательный процесс реализуется как целостный учебно-воспитательный процесс, имеющий общую структуру и функции. Взаимосвязь иностранного языка с другими дисциплинами помогает решать важные образовательные и воспитательные задачи. The article deals with the necessity of formation of interrelations between disciplines, as the educational process is realized as the total teaching process having the common structure and functions. The interrelation of a foreign language with other disciplines helps to solve large educational and teaching tasks. Ключевые слова: межпредметные связи, реализация всех функций обучения, развивающая функция. Interdisciplinary connections, realization of all functions of teaching, developing function. Новая образовательная парадигма, призванная обеспечить современные образовательные потребности, предполагает существенные изменения в высшей школе. Перед вузами стоит задача обеспечить такое образование, которое гарантирует выпускнику социальную устойчивость и мобильность, условия для его самоопределения и саморазвития. Эти социальные требования обусловили глубокие качественные изменения в отечественном высшем образовании, направленные на реализацию личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе. Концепция перспективного развития высшей школы ориентирована на переход от образования как передачи студентам определенной суммы знаний к продуктивному образованию. Ориентация на личность студента определяет и концепцию языкового образования. Глобальной целью становится развитие языковой личности, а одной из приоритетных задач ее формирования - развитие автономности и креативности учащегося в процессе освоения языка культуры как способности, обеспечивающей готовность личности к непрерывному языковому образованию в целях межкультурного взаимодействия в различных сферах деятельности, в том числе и профессиональной. Эффективное владение иностранным языком предполагает, прежде всего, умение работать над изучением языка, поддерживать и постоянно пополнять свои знания, совершенствовать умения, развивать коммуникативную и информационную культуру. В связи с эти самостоятельная учебная деятельность студентов как основа продуктивного языкового образования становится важнейшим компонентом учебного процесса. Студент должен быть уверен в том, что все эти знания и навыки ему понадобятся. Для того чтобы применение на практике языковых знаний, умений и навыков являлось планомерным и своевременным, необходима системная работа над иностранным языком. В этом процессе чрезвычайно важна роль их закрепления и практического применения. Межпредметные связи призваны осуществить практико-ориентированное обучение иностранному языку, которое основывается на овладении предметным знанием в процессе практической деятельности. Таким образом, связь между учебными дисциплинами является одним из важнейших требований современного образовательного процесса. Принцип межпредметных связей позволяет раскрыть многоаспектные объекты учебного познания. В современных условиях принцип межпредметных связей представляется как обязательное требование к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса и познавательной деятельности студентов. Он способствует: 1) формированию системности знаний на основе развития ведущих общенаучных идей и понятий (образовательная функция межпредметных связей); 2) развитию системного и диалектического мышления, гибкости и самостоятельности ума, познавательной активности и интересов студентов (развивающая функция межпредметных связей); 3) формированиюправильного мировоззрения, политехнических знаний и умений (воспитательная функция межпредметных связей); 4) координации в работе преподавателей различных дисциплин, их сотрудничеству, выработке единых педагогических требований, единой трактовки общенаучных понятий, согласованности в проведении комплексных форм организации учебного процесса (организационная функция межпредметных связей. Обучение в экономическом вузе на современном этапе реализуется как целостный учебно-воспитательный процесс, имеющий общую структуру и функции. Функция обучения - это качественная характеристика учебно-воспитательного процесса, в которой выражена его целенаправленность и результативность в формировании будущего специалиста в области экономики. Межпредметные связи способствуют реализации всех функций обучения: образовательной, развивающей и воспитывающей. Эти функции развиваются во взаимосвязи взаимно дополняют друг друга. Межпредметные связи разрешают существующее в предметной системе обучения противоречие между разрозненным по предметам усвоением знаний студентами и необходимостью их синтеза, комплексного применения в практике и в трудовой деятельности. Умение комплексного применения знаний, их синтеза, переноса идей и методов из одной отрасли знаний в другую лежит в основе творческого подхода к научной и практической деятельности выпускника вуза в современных условиях. Обучения студента таким умениям - актуальная социальная задача высшей школы, диктуемая тенденциями интеграции в науке и практике и решаемая с помощью межпредметных связей. Без межпредметных связей невозможно решение современных задач реформы высшего школы, требующих соединения общего и профессионального образования. В практике обучения, связанного с профессиональной подготовкой, встает необходимость привлечения знаний других учебных предметов. Дополнительная информация способствует расширению кругозора будущих специалистов. Иностранный язык - предмет изучения и в то же время важное средство общения и познания. Эти особенности языка открывают широкие возможности для его связей с различными предметами учебного плана. Иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знания, содержания других учебных предметов. Актуализация опорных знаний из различных предметов и их интеграция, синтез, обобщение в процессе переноса знаний при решении межпредметных задач способствует выработке наиболее целесообразных действий в конкретных условиях. Принцип межпредметности способствует реализации других принципов в обучении: 1) активность и сознательность; 2) единство обучения и воспитания; 3) систематичность и последовательность; 4) научность; индивидуальный подход и коллективная деятельность; 5) связь обучения с будущей профессиональной деятельностью. Учитывая важность этих моментов, необходимо: 1) скоординировать программы по иностранному языку и другим дисциплинам, обеспечить информативную значимость материалов для студентов; 2) обеспечить целенаправленность в организации работы по овладению студентами учебными умениями общими для других дисциплин, в том числе иностранного языка, и по дальнейшему применению знаний, полученных студентами в курсе иностранного языка. Следует отметить, что практика использования межпредметных связей позволяет говорить о наличии резервов для их использования. Таким образом, в настоящий момент проблему межпредметных связей в обучении иностранному языку состоит в том, чтобы разрешить противоречия между потенциальными возможностями межпредметных связей и эпизодичесим характером их использования, что стимулирует к поиску новых путей реализации межпредметных связей. Межпредметные связи как самостоятельный принцип определяют целевую направленность всех компонентов процесса обучения (его задач, содержания, методов, средств, результатов) на формирование будущего специалиста. Ориентация профессорско-преподавательского состава на межпредметные связи вырабатывает в педагогическом коллективе магистральную линию, общую тенденцию, стратегию учебно-воспитательного процесса. Межпредметные связи в согласованной коллективной работе могут стать принципом конструирования дидактической системы. Такая система может иметь локальный характер, то есть ограничиваться рамками одной учебной темы и охватывать несколько тем, связанных общими для ряда дисциплин ведущими идеями, объединять группу учебных курсов, решающих комплексную межпредметную проблему. В дидактической системе, построенной на принципе межпредметности, перестраиваются все этапы деятельности преподавателя и студента. Обучающая деятельность учителя и учебно-познавательная деятельность студентов имеют общую процессуальную структуру: цель - мотив - содержание - средства - результат - контроль. Под влиянием межпредметных связей содержание этих звеньев и способы их реализации приобретают специфику. На первом этапе деятельности (целевом) преподаватель ставит общепредметную цель, которая отражает общие учебно-воспитательные задачи. При этом важно направить внимание и активность студента не только на усвоение новых знаний и способов деятельности, но и на развитие качеств личности, его способностей и интересов. Следующий этап - побудительный, на котором преподаватель стимулирует познавательный интерес студентов к мировоззренческим, аксиологическим, знаниям, к обобщению понятий из смежных предметов. Он подчеркивает практическую и личную значимость для студента успеха в предлагаемой деятельности по изучению комплексных межпредметных проблем. На следующем этапе путем введения нового материала раскрывается содержательная сторона деятельности. Одновременно с этим выполняются действия актуализации, переноса, синтеза, оценки значимости новых выводов, их речевого закрепления. Познавательные умения совершенствуются во взаимосвязи с коммуникативными, организационными, речевыми, творческими и практическими, стимулируя мотивацию учебной деятельности студентов. На результативном этапе формируются выводы, отмечаются организационные успехи деятельности на основе межпредметных связей. Контролирующий этап позволяет студентам произвести самооценку и самоконтроль умений синтеза знаний и их комплексного применения на практике, намечают перспективы дальнейшей работы в отмеченном направлении. При реализации межпредметных связей как принципа обучения обогащается содержание каждого из видов деятельности студентов, усложняются способы его действий, усиливаются коммуникативные связи. Это представляется очень важным, поскольку дисциплина "Иностранный язык", будучи изолированной от практического применения, многим студентам кажется скучной. Опыт работы по дисциплине "Экскурсоведение на иностранном языке" показывает большое образовательное и практическое значение межпредметных связей при обучении иностранному языку. Список использованной литературы 1. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку, Мн.: Тетрасистемс, 2004. 2. Коряковцева Н.Ф. теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. М,: Издательский центр "Академия", 2010. | |
Категория: 13.00.00 Педагогические науки | | | |
Просмотров: 5514 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |