Главная » Файлы » Научные статьи » 13.00.00 Педагогические науки |
Потенциал структурно-логических схем в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К.
21.05.2012, 14:44 | |
С.В. Коваленко, Л.К. Ермолаева Потенциал структурно-логических схем в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах Potential of structure-logical schemes in process of teaching humanitarian disciplines in tehnical universities S.V. Kovalenko, L.K. Ermolaeva Ивановский государственный энергетический университет, г. Иваново Использование структурно-логических схем в процессе изучения истории, культурологии, социальной философии, психологии и политологии позволяет реализовать потенциал гуманитарных дисциплин, повысить их роль в формировании мировоззрения граждан, современных специалистов и управленцев, осознающих свою ответственность за обеспечение целостности, стабильности и развития России. Using structure-logical schemes in process of studying history, culturology, social philosophy, psychology and political science allows implement potential of humanitarian disciplines, heighten their role in formation world outlook of citizens, modern specialists and managers, understanding their responsibility for guaranteeing integrity, stability and development of Russia. Переход на бакалавриат требует модернизации системы преподавания гуманитарных дисциплин за счет концентрации, систематизации и наглядности учебного материала. Новый федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования основой гуманитарного цикла предметов утверждает изучение истории. Это означает, что в курсе истории должны быть заложены предпосылки не абстрактно логического изучения культурологии, социальной философии, психологии и политологии, а на основе опыта самоорганизации России. Возникает естественная необходимость в модернизации системы методических материалов учебных пособий, излагающих компактно и наглядно исторический опыт становления и развития российской государственности. Система учебных пособий в форме структурно-логических схем может стать основой эффективного усвоения студентами технических вузов дисциплин гуманитарного цикла. Методологической основой системы учебных пособий в форме структурно-логических схем может стать универсальная материалистическая концепция самоорганизации материи и человека. И. В. Вернадский сформулировал фундаментальный методологический принцип: «Мы должны различать три реальности: 1) реальность в области жизни человека, природные явления ноосферы и нашей планеты…; 2) микроскопическую реальность атомных явлений…; 3) реальность космических просторов… в ноосферическом разрезе мира» [1 с., 54]. Эта взаимосвязь может служить, по мнению Вернадского, косвенным подтверждением того, что отличие живого и косного вещества планеты связано не с различием физико-химических проявлений, а с более общим различием состояния пространства-времени этих материально-энергетических систем [2 с., 172]. Исходя из выше сказанного, следует признать, что сущность человека обусловлена действием универсального принципа самоорганизации в системе материально-энергетических взаимодействий Биосферы и Космоса. Онтологическая проблематика синергетической самоорганизации В.И. Вернадского дает нам возможность выделить в качестве универсального признака человека его способность использовать как энергию космоса, так и биогеохимическую энергетику организма в форме культурной биогеохимической энергии или энергии человеческой культуры. В данном контексте понятие «самоорганизация» означает способность живого, в том числе и человека, согласовывать взаимодействие различных потоков энергии, обеспечивая свое расширенное воспроизводство в конкретных условиях бытия. Энергетический принцип самоорганизации человека, этноса, общества является понятным для студентов технических специальностей, которые в процессе изучения гуманитарных дисциплин ориентированы на получение объективной, точной информации, которая может быть выражена количественными показателями. Создание структурно–логических схем, преобразующих значительные информационные массивы в емкую и содержательную форму, концентрирующую внимание студентов на логике причинно-следственных связей, отражающих сущность явления и закономерности его развития, позволяет повысить эффективность методик подготовки и проведения семинарских занятий по гуманитарным дисциплинам в вузах, осуществляющих подготовку инженеров. Методика преподавания гуманитарных дисциплин должна учитывать особенности восприятия студентами технических специальностей сложной, противоречивой информации, их склонность к четкости, систематизации, ясности, простоте, логичности изложения материала. Структурно-логические схемы не только передают в доступной форме гуманитарные знания, но и показывают процесс решения тех или иных проблем общественного развития. Схема представляет собой совокупность устойчивых связей между важнейшими элементами явления в конкретно-исторических рамках. Они обладают наглядностью, относительной простотой, логичностью, концентрированностью подаваемой информации, доступной как для зрительного, так и для абстрактно-логического восприятия. В ходе семинарского занятия рекомендуется использовать несколько структурно-логических схем объединенных общей темой. Схемы задают алгоритм структурирования материала лекции и других источников. Их использование помогает достаточно легко систематизировать большой массив противоречивой информации, оценить и сопоставить альтернативные точки зрения. Структурно-логические схемы позволяют эффективно развивать способности студентов к синтезу и анализу сложной информации. Совокупность структурно-логических схем позволяет отказаться от рассмотрения ряда конкретных вопросов и сосредоточить внимание на структурном взаимодействии элементов изучаемого процесса. Каждая схема должна сопровождаться блоком вопросов, которые ориентируют студентов на привлечение социально-экономической, политической, политико-юридической, духовно-нравственной информации и исследование исторических процессов. Задача преподавателя на семинарском занятии заключается в организации обратной связи в форме диалога, диспута, что позволяет активизировать практически всю аудиторию. Сопоставление различных схем помогает студентам выработать навыки комплексного ответа, учета взаимодействия всех сфер жизнедеятельности общества. Формирующиеся навыки синтеза и анализа должны закрепляться в самостоятельном творчестве студентов, разрабатывающих структурно-логические схемы по конкретным специфическим вопросам семинаров в курсах «История России». «Политология». При этом преподаватель, ведущий семинарские занятия, указав необходимую литературу, может дать здание студентам по разработке альтернативных схем для выявления на семинаре наиболее адекватно отражающих сущность процессов или явлений. Постоянно расширяющийся набор схем должен быть доступен студенту как при подготовке к семинарскому занятию, так и в ходе его проведения. Авторы на протяжении ряда лет активно используют схемы в процессе преподавания дисциплин «Политология» и «История России». Эти дисциплины представляют собой поле жесткого информационно-идеологического противостояния, целью которого является структурная деформация исторического сознания и манипулирование политическим поведением граждан. В ряде выходящих огромными тиражами изданий пропагандируются «норманнская» и «евразийская» концепции. Подобная псевдоисторическая литература искажает процесс становления древнерусской народности и формирования государственности. Методологической основой этой литературы являются концепции классической рациональности, согласно которым процесс становления и развития русской государственности определяется волей доминирующего субъекта власти и «рабской» психологией масс. Данная литература порождает отчуждение студентов от своей истории, провоцирует появление русофобии, национального нигилизма, ставшие ментальной предпосылкой готовности граждан к распаду СССР. Одним из важнейших проявлений деформации исторического и политического сознания стала готовность россиян к революционным преобразованиям, которые обернулись катаклизмами революций ХХ века, дважды разрушившими Россию. Использование методологии структурно-логических схем даст возможность не только повысить эффективность преподавания истории, но и поможет формировать адекватное конкретно-природным климатическим и политическим условиям жизнедеятельности самосознание россиян. Очевидно, что структурно-логические схемы создают возможность сформировать уважение обучающихся к своей истории на основе объективного, национально-ориентированного исторического знания. Только на основе знания и уважения своего исторического прошлого возможно формирование российского гражданского общества, сознательно выбирающего свое будущее. Учебное пособие «История России: прошлое и настоящее (структурно-логические схемы)» [3] формирует чувства национальной гордости и уважения к деяниям предшествующих поколений. «История России: прошлое и настоящее (структурно-логические схемы)» является основой формирования осознанных социально-философских и политико-психологических установок на обеспечение целостности, стабильности и развитии России и личной ответственности каждого гражданина за достижение этой задачи. Использование структурно-логических схем снимает опасность мифологизации политического мышления студентов, позволяет самостоятельно оценить альтернативные источники. Блоки структурно-логических схем могут быть использованы в качестве справочного пособия для определения студентами адекватности аргументации по различным аспектам политической жизни страны. Набор схем, способствующих решению социально-политических проблем, дает возможность студентам проанализировать взаимодействие основных тенденций, вывести закономерности развития. Комплекс схем, в которых показано сравнение альтернативных политических идеологий, движений и политических организаций, способствует формированию навыков научного мышления и осознанному выбору студентами своей гражданской и политической позиции. Структурно-логические схемы дают возможность не только повысить эффективность преподавания политологии, но и помогут сформировать адекватные позиции студентов по вопросам исторической и политической самоорганизации россиян. К сожалению, в отдельных изданиях, выходящих огромными тиражами, искажаются процессы, происходившие в прошлом и происходящие на современном этапе. Есть силы, заинтересованные в исключении из учебных и рабочих программ вузов такой базовой дисциплины, как политология. Подобная позиция провоцирует появление настроения национального нигилизма, отсутствие интереса к политике и знанию происходящих процессов в обществе. Использование структурно-логических схем в процессе изучения истории, культурологии, социальной философии, психологии и политологии облегчает усвоение опыта исторического прошлого, позволяет сравнить происходящие политические процессы в нашей стране с процессами, происходящими в странах запада. Очевидно, что разработка структурно-логических схем, излагающих компактно и наглядно исторический опыт самоорганизации дружественных этносов в форме российской государственности, даёт возможность реализовать потенциал гуманитарных дисциплин, повысить их роль в формировании мировоззрения граждан, современных специалистов и управленцев, осознающих свою ответственность за обеспечение целостности, стабильности и развития России. Библиографический список 1. Вернадский В. И. Размышления натуралиста / В. И. Вернадский // Научная мысль как планетное явление. Кн. 2. – М.: Наука, 1977.–191 с. 2. Вернадский В. И. Начало и вечность жизни / В. И. Вернадский. – М.: Сов. Россия, 1989. –703 с. 3. Коваленко С. В. История России в схемах: учеб. пособие / С. В. Коваленко, Л. К. Ермолаева. – М.: Флинта: Наука, 2005.– 164 с. | |
Категория: 13.00.00 Педагогические науки | | | |
Просмотров: 4035 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 |
Всего комментариев: 0 | |