Главная » Файлы » Научные статьи » 13.00.00 Педагогические науки |
Проектный метод обучения иностранному языку (к истории вопроса). Образцова Л.Ю.
10.05.2012, 08:40 | |
Проектный метод обучения иностранному языку (к истории вопроса). Образцова Л.Ю. Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике обучения вообще и преподавания иностранного языка в частности. Иностранный язык как учебный предмет обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления обучаемых. Социальный заказ общества в области обучения иностранному языку выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Задача заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика. Дидакты обосновывают применение проектной методики как новой педагогической технологии в развитии современной дидактики следующим образом: - в условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня; это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно- воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели; это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте. Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода. Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании: - особое внимание к индивидуальности человека, его личности ; - чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся. Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Обращение ученых и практиков к проблеме личностно-ориентированного обучения имеет давнюю историю. В конце XIX века дидактические поиски западных педагогов были проникнуты вниманием к эмоциональной привлекательности обучения. Идеи гуманистического направления в философии и образовании были связаны с методом проектов, который также называли «методом проблем» или «методом целевого акта». Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи с развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. Проектное обучение было направлено на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, но и уметь их применять на практике. Общий принцип, таким образом, на котором базировался метод проектов, заключался в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом учащихся, в их активной познавательной и творческой совместной деятельности в практических заданиях (проектах) при решении одной общей проблемы. Метод проектов успешно развивался благодаря педагогическим идеям американского педагога и психолога Дж. Дьюи, а также его учеников и последователей В.Х. Килпатрика, Э.У. Коллингса. Джон Дьюи (1859 - 1952), американский педагог, психолог, философ- идеалист, подверг критике господствовавшую тогда в США школьную систему за отрыв от жизни, абстрактный, схоластический характер всего обучения, основанный на приобретении и усвоении знаний. Дж. Дьюи предложил реформу школьного образования, согласно которой знания должны были извлекаться из практической самодеятельности и личного опыта ребенка. Он выдвигает лозунг, который является одним из основных тезисов современного понимания проектного обучения: «Обучение посредством деланья ». При этом Дж. Дьюи выделяет ряд требований к успешности обучения: проблематизация учебного материала, активность учащегося, связь обучения с его жизнью. Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое внимание методу проектов уделяли С.Т. Шацкий, В. Петрова, Н.К. Крупская, профессор Б.В.Игнатьев, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина. Наши педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении и будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их для решения практических задач. В основе современного понимания проектной методики лежит использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для учащегося, с одной стороны, а с другой разработка проблемы целостно, с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов. Исходя из вышесказанного, необходимо сделать следующий вывод: проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную активно - познавательную практическую деятельность учащихся при решении личностно- значимой проблемы, в процессе которой происходит открытие основных закономерностей научной теории и их глубокое усвоение. Подходя у данному вопросу с психологической точки зрения, необходимо заключить, что в основе проектного обучения лежит принцип «эго-фактора», который предполагает такой подход к учащимся, который может быть соотнесен с развиваемым в настоящее время личностно-деятельностным подходом в методике обучения . В основе личностно -деятельностного подхода лежат психолого - педагогические положения П. Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.В Зимней, А.А.Леонтьева, Д.Б.Эльконина. Сформулированный личностно -деятельностный подход был определён концепцией общего среднего образования, выдвинутой временным научно-исследовательским коллективом в 1988 году в качестве одного из системно- образующих факторов перестройки всего школьного образования. Как отмечается авторами концепции, личностно - деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучаемого. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности обучаемых, наконец, бесполезности самих знаний, навыков и умений, которые не реализуются в деятельности. Сущность проектной методики, рассматриваемой в контексте личностно - ориентированного обучения, состоит в том, что цель занятий и способы ее достижения должны определяться с позиции самого учащегося, на основе его интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей. Вследствие этого личностно - ориентированное обучение, лежащее в основе проектной методики, предполагает изменение основной схемы взаимодействия. Как отмечает И.А. Зимняя, вместо широко распространенной схемы субъектно - объекного взаимодействия S>O , где S –субъект педагогического воздействия и управления, а О–ученик, объект, должна иметь место схема субъектно - субъектного равнопартнерского учебного сотрудничества. То есть, преподаватель – это человек, вызывающий подлинный интерес к предмету общения, к себе как к партнеру, информативный для учащегося, интересный собеседник, содержательная личность. Существенной особенностью любой деятельности, как подчеркивает И.А.Зимняя, является ее мотивированность. Так как объектом обучения в преподавании иностранного языка, согласно личностно - деятельностному подходу, служит речевая деятельность, а языковая система выступает только как средство реализации этой деятельности, то, как и всякая деятельность, речевая деятельность должна основываться на коммуникативно-познавательной потребности учащихся высказать свою мысль. Соответственно у преподавателя иностранного языка возникает педагогическая и психологическая проблема первоначального создания, формирования или сохранения уже существующей у обучаемого потребности общения на иностранном языке и познания средством этого языка личностно-значимой действительности. Учебный проект является важным средством формирования мотивации изучения иностранного языка. Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении, являются: - связь идеи проекта с реальной жизнью; идея всякого проекта должна быть связана с созданием конкретного продукта или решения отдельной, значимой для учащегося проблемы, взятой из реальной жизни в процессе практической деятельности; - наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников; в процессе применения проектной методики очень важно добиться личностного принятия идеи проекта и пробуждение подлинного интереса к его реализации, что позволит добиваться успешного его выполнения и эффективности его обучающего воздействия; - ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя, переход с позиции лидера в позицию консультанта и координатора, что дает обучаемым реальную автономию и возможность проявления своей собственной инициативы и самостоятельности в процессе выполнения проекта, способствует саморазвитию личности. Таким образом, проектная методика реализует личностный подход к учащимся, требующий прежде всего отношение к ученику как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями. Опыт убеждает, что принцип проектного метода может и должен развиваться и использоваться применительно к условиям обучения иностранным языкам в высшей школе, т.к. проектная методика - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение в профессиональной сфере и приобретение новых знаний путем самоорганизации и самообразования студентов. Общей особенностью проективных приемов является наличие поставленной личностно-значимой проблемы и задачи решить ее. Если это теоретическая проблема – то процесс проектирования заключается в нахождении конкретного ее решения, если практическая – то задачей студента является достижение конкретного результата этой проблемы, готового к внедрению. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных исследовательских, поисковых методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умений из различных сфер науки, техники, творческих областей. Проектное обучение при этом является более продуктивным, так как в процессе выполнения учебного проекта знания приобретаются учащимися в процессе использования информации при решении практических задач. Поиск же решения практических задач активизирует необходимость добывания знаний, познавательную деятельность. Проектирование поможет студентам осознать роль знаний в жизни и обучении – знание иностранного языка перестает быть целью, а становится средством в эффективном осуществлении профессиональной деятельности. Проектная методика является: - альтернативным подходом в современной системе образования; -новой педагогической технологией, представляющей собой совокупность поисковых, проблемных методов как дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития их креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств; -продуктивным обучением, в основе которого лежит отличная от традиционной парадигма образования: «учащийся-учебник-преподаватель» и проективные приемы обучения: самостоятельное планирование, прогнозирование, принятие решений, детальная разработка личностно-значимой проблемы , научное исследование. Современное проектное обучение нашло широкое применение в образовательных системах обучения многих стран мира. Его высокая эффективность подтверждается педагогами Великобритании, США, Бельгии, Бразилии, Финляндии, Германии, Италии и др. стран. Основной тезис современного понимания проектной методики сводится к следующему:« Я знаю, для чего мне надо все то, что я познаю, и как я могу эти знания применить», и в настоящее время он привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. | |
Категория: 13.00.00 Педагогические науки | | | |
Просмотров: 3573 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |