Главная » Файлы » Научные статьи » 12.00.00 Юридические науки |
Нарушение правил осуществления экономической деятельности в структуре теневой экономики. Кислицына А.М.
09.05.2012, 20:10 | |
Кислицына А.М. Нарушение правил осуществления экономической деятельности в структуре теневой экономики: экономико-криминологический и социально-правовой анализ Старший преподаватель А.М. Кислицына Ивановский филиал Российского государственного торгово-экономического университета, г. Иваново, Россия В данной статье рассматривается нарушение правил осуществления легальной экономической деятельности. В рамках комплексного подхода основой выделения теневой экономики служат сочетания различных критериев: экономический, формально-юридический, статистический анализ, криминологический. Ключевые слова: экономическая деятельность, нарушение правил, легальность. In given article infringement of rules of realization of legal economic activities is considered. Within the limits of the complex approach as a basis of allocation of shadow economy combinations of various criteria serve: the economic, is formal-legal, statistical analysis, criminological. Key words: economic activite, infringement of rules, legality. Реструктуризация экономики, вынужденное разрушение советской модели правового регулирования привели к снижению эффективности уголовно-правовой охраны экономической деятельности. Относительно благоприятные тенденции преступности, наблюдаемые последние три года, не дают поводов для оптимистичных прогнозов на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Снижение криминологических показателей является естественным, но кратковременным эффектом тактики «точечного воздействия» на преступность, гибкой, но бессистемной корректировки норм УК РФ под современную экономическую конъюнктуру. Несмотря на кажущуюся однородность преступлений, предусмотренных главой 22 УК РФ, их различает не только законодательная конструкция, но и характер функционирования, правовой статус производимых товаров и услуг, особенности криминологической детерминации. Бессистемное реформирование уголовного закона привело к тому, что нормативная оценка экономических преступлений, относящихся к одному сектору теневой экономики, утратила системный характер. С этих позиций закономерным выглядит поиск теоретической модели нормативного регулирования отдельных сегментов нелегальной экономики, и особенно – нарушения правил экономической деятельности. Их выделение в единую субинституциональную категорию не случайно. Во-первых, эти составы имеют единые экономическую природу и нормативную конструкцию. Преступность деяний, предусмотренных ст. ст. 171, 171.2, 172, 178, 180, 185, 185.1 и 189 УК РФ, заключается в несоблюдении лицом законодательных требований производства и реализации товаров и услуг, находящихся в свободной гражданском обороте, при условии причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству или извлечения дохода в крупном размере. Правовой статус предоставляемых товаров и услуг отличает этот вид преступности от «черного» сектора экономики, а преступные последствия – от таких форм неучтенной деятельности, как ведение подсобного хозяйства, дружеские (соседские) сделки, взаимопомощь, мелкое нерегистрируемое предпринимательство и др. Во-вторых, структурирование составов, объединенных по признаку преступных нарушений правил экономической деятельности при соблюдении прочих законодательных требований, позволяет организовать и упорядочить механизм уголовно-правовой охраны экономической безопасности. Объединение преступлений в единую правовую и криминологическую конструкцию позволяет определить разрыв между тем, что внедрено в практику уголовно-правового регулирования, и тем, что еще не изучено, но должно быть изучено. Более того, систематизация норм позволяет конкретизировать представления об изучаемых преступлениях, установить общие признаки и существенные отличия между ними. В-третьих, широкий спектр преступных нарушений правил экономической деятельности позволяет говорить о наличии сложной модели. «Универсальный характер категории целого, - отмечает Д.А. Керимов, - состоит в том, что составляющие его части объединяются как естественным, так и искусственным путем; как по объективным, так и по субъективным, производным моментам; как по качественным, так и по количественным признакам[6]. Нарушения правил легальной экономической деятельности как целостное субинституциональное образование не являются исключением. Будучи элементом системы теневой экономики, эти преступления подчинены общим закономерностям ее развития, но в то же время их качественное своеобразие дает основание для выводов о наличии особой разновидности экономической преступности. Для того чтобы судить о тенденциях и объемах нарушения правил экономической деятельности, необходимо определить круг элементов, объединяемых понятием «теневая экономика», оценить системные связи между ее секторами и установить значимость нарушений правил легальной экономической деятельности как одного из сегментов теневого бизнеса. Несмотря на широкий спектр исследований, ни экономическая, ни юридическая наука не разработала универсальное определение теневой экономики. Во многом это объясняется тем, что проблема теневого бизнеса является наиболее востребованным объектом научного анализа. С одной стороны, это способствует ее глубокому осмыслению, а с другой, вносит терминологическую и методологическую путаницу. Многих исследователей устраивает размытость терминологических границ: она позволяет генерировать положения «научной» новизны, безосновательно сужая или, напротив, расширяя понятие теневой экономики. Теоретико-методологическая уязвимость представлений о теневой экономике усиливается отсутствием единых критериев ее оценки. Разброс оценок и прогнозов теневой экономики, по мнению Д. Фролова, объясняется тем, что в них представлены интересы аналитика и разработчика. «Статус разработчика определяет параметры результата анализа и прогноза. Именно с этим связаны искажения прогнозов и оценок, политическая составляющая которых обусловлена их ориентацией на отстаивание определенных статусных интересов»[12]. В зависимости от критерия отнесения того или иного вида деятельности к сфере теневой экономики можно выделить учетно-статистический, формально-правовой, криминологический, статистический и комплексный подходы. При учетно-статистическом подходе основным критерием выступает неучитываемость экономических отношений. Этот подход используется в методологии системы национальных счетов (СНС) ООН, где понятие теневой экономики определяется исходя из основной цели СНС - максимально точного учета всех видов экономической деятельности, обеспечивающих реальный вклад в производство валового внутреннего продукта (ВВП). Ключевым признаком теневой экономики при формально-правовой оценке выступает отношение к нормативной системе регулирования. В числе критериев отбора выделяются: уклонение от официальной или государственной регистрации, от государственного контроля; противоправный характер. В.О. Исправников и В.В. Куликов, связывая теневую экономику с процедурой государственной регистрации организации или лица в качестве субъекта экономической деятельности, определяют ее, как «всякую экономическую активность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами»[4]. Упрек вызывает использование авторами широкого понятия «экономическая активность», а также сужение категории теневой экономики за счет исключения из нее нарушение правил деятельности зарегистрированных хозяйствующих субъектов. Б. Даллаго для обозначения теневых экономических процессов использует понятие иррегулируемая экономика, под которой понимает деятельность экономических агентов, которая не подчиняется регулярным правилам и законам или каким-либо образом скрыта от государственных органов управления и контроля[14]. Т.Г. Долгопятова в термин «теневая экономика» включает «любую экономическую деятельность, сознательно укрываемую или укрытую непреднамеренно ее субъектом от наблюдения со стороны государства» [9]. При этом неясно, вся ли деятельность экономических субъектов может быть отнесена к экономической, входят ли в это понятие налоговые правоотношения, до какой степени необходимо сокрытие экономической деятельности, чтобы ее можно было отнести к теневой, и какие именно сведения должны скрываться от государственного наблюдения. В рамках криминологического подхода используется критерий общественной вредности (опасности) деятельности. В частности, К. Улыбин для выделения теневых экономических отношений использует критерий деструктивности, нанесения вреда обществу и его членам, присвоение нетрудовых доходов[11]. Данный подход позволяет рассматривать объект исследования вне рамок действующей системы правового регулирования, но допускает чрезмерное расширение сферы теневой экономики за счет включения в ее состав легальных, но экономически неэффективных, неоптимальных форм экономических отношений, к которым можно отнести различные несовершенства рынка и государства. Статистическая наука оперирует понятием экономики вообще. Для характеристики последней используются макроэкономические статистические параметры, и значимыми является не столько качественная характеристика экономики, сколько количественные показатели производимого ею продукта. Предметом изучения статистической науки, является не теневая экономика, а лишь неучтенный общественный продукт, а потому данный подход не применим для уяснения сущности явления в целом и нарушений правил экономической деятельности в частности. В рамках комплексного подхода основой выделения теневой экономики служат сочетания различных критериев. В основу определения закладываются отсутствие учета, нерегламентированность и противоправность деятельности[13] и др. Экономическая составляющая позволяет определить теневую экономику как хозяйственную деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению товаров и услуг. Не следует ограничивать объект исследования осуществлением хозяйственно-финансовых операций, направленных на систематическое извлечение дохода. В этом случае за рамками теневой экономики остается сегмент непреднамеренно укрываемой экономической деятельности (например, производство товаров и услуг внутри домашнего хозяйства). Формально-юридический критерий позволяет оценивать теневую экономику как деятельность, осуществляемую с нарушением правовых норм. Противоправность действий участников теневого рынка может быть выражена в следующих формах: 1) нарушение правил экономической деятельности, т.е. несоблюдение установленного законом порядка производства, распределения, обмена и потребления разрешенных в гражданском обороте товаров и услуг (серый сектор экономики); 2) осуществление производства, распределения, обмена и потребления изъятых или ограниченных в гражданском обороте товаров и запрещенных законом услуг (черный сектор экономики). С позиции статистического анализа, теневая экономика – это скрытый от государственного учета сегмент экономической деятельности. Именно это определение стало базовым в рекомендациях статистического учета экономики, подготовленных Организацией экономического сотрудничества и развития, Международным валютным фондом, статистическим бюро Международной организации труда, Международным статистическим комитетом Содружества Независимых государств. Криминологический критерий положен в оценку теневой экономики как общественно опасного явления, причиняющего вред правам и законным интересам участников экономической деятельности. На основе изложенного теневую экономку можно определить как неучтенную в официальной статистике и нарушающую права личности, общества и государства деятельность, которая выражается в нарушении правил производства, распределения, обмена и потребления товаров и (или) услуг либо в обороте запрещенных законом товаров и (или) услуг. Это определение позволяет отразить комплексный характер изучаемого явления, подчеркнуть его целостность и одновременно сложность внутренней структуры и обозначить два основных сегмента теневой экономики. Градация теневой экономики на черный и серый секторы не нашла поддержки на официальном уровне. В 1993 году Статистическим комитетом ООН была разработана Система национальных счетов (СНС/ООН), позволившая выделить три теневых сектора: 1) скрытую экономическую деятельность – законную экономическую деятельность, которая скрывается или преумножается с целью уклонения от налогообложения, социальных взносов или предписаний по охране труда, выполнению санитарных и других норм; 2) неофициальную деятельность – деятельность некорпорированных предприятий, работающих для собственных нужд с неформальной занятостью, экономическую деятельность, осуществляемую в основном на законных основаниях индивидуальными производителями; 3) нелегальную экономическую деятельность, которая охватывает производство тех видов товаров и услуг, которые прямо запрещены действующим законодательством. В основу выделения скрытой, неофициальной и нелегальной экономической деятельности заложены правовой статус хозяйствующих субъектов, порядок и целевой характер деятельности, особенности производимых товаров и услуг. Смешение различных по объему и содержанию критериев приводит к тому, что определенные виды деятельности характеризуются одновременно как скрытая и неофициальная экономика (например, осуществляемая с нарушением законодательных требований и направленная на сокрытие прибыли сельскохозяйственная деятельность индивидуального предпринимателя), либо не имеет надлежащей оценки (отдельные случаи недопущения, ограничения или устранения конкуренции). Ввиду казуальности нормы и наличия очевидных логических ошибок в дифференциации сегментов теневой экономики предлагаемая классификация не может быть признана достаточной для решения поставленных перед исследованием задач. В попытках разрешить существующие противоречия в экономической теории разработано понятие «ненаблюдаемая экономика» и выделены ее виды: - теневое производство, определяемое как те виды деятельности, которые являются в экономическом смысле производственными и вполне законными, но в то же время намеренно скрываются от органов государственной власти в целях уклонения от уплаты налогов, взносов на социальное страхование или уклонения от следования определенным предусмотренным законодательством стандартам, нормам и административным процедурам; - незаконное производство, определяемое как: 1) запрещенное производство товаров и услуг, продажа или владение которыми также запрещены законом, и 2) виды производственной деятельности, которые обычно являются разрешенными, но которые становятся незаконными, если они осуществляются производителями, не имеющими соответствующего разрешения; - производство в неформальном секторе, определяемое как виды производственной деятельности, осуществляемые теми некорпорированными предприятиями в секторе домашних хозяйств, которые не зарегистрированы и (или) размер которых по количеству занятых меньше определенного порогового значения и которые имеют какое-либо рыночное производство; - производство домашних хозяйств, для собственного конечного использования, определяемое как те виды производственной деятельности, в результате которых домашние хозяйства потребляют или капитализируют произведенные ими же товары и услуги; - виды деятельности, неучтенные вследствие недостатков в программе сбора основных статистических данных[5]. Нельзя не отметить теоретическую и методологическую состоятельность предложенной классификации. В то же время упрек вызывают два обстоятельства. Во-первых, все многообразие экономической деятельности «замыкается» на производственной сфере, точнее на том, что включается в границы ВВП. В эпоху постиндустриального развития этот подход сложно признать обоснованным. Во-вторых, не проводится смысловое разграничение теневой и собственно ненаблюдаемой экономики. Если в основу оценки закладывать дихотомию «свет (законная деятельность) – тень (незаконная деятельность)», вряд ли можно признать обоснованным признание теневой экономикой внешне легальной, но не регистрируемой деятельности (например, ведение подсобного хозяйства). Нельзя согласиться с отнесением к сегментам теневой деятельности так называемой «второй» экономики. Под ней понимается запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного дохода. Деятельность по распределения материальных средств, отвлеченная от процесса производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, можно определить как околоэкономическую. В противном случае велик риск расширения термина «теневая экономика» до масштабов универсальной категории, интегрирующей все формы запрещенной деятельности в сфере национального хозяйствования (коррупцию, «беловоротничковую», общеуголовную корыстную и иную преступность). Целям настоящего исследования, как и общей направленности криминологического анализа, соответствует градация теневой экономики на «черный» и «серый» сегменты. Несмотря на очевидную аллегорию, эти понятия отражают специфику нелегальной экономической деятельности, выявляя криминологические и экономические особенности ее отдельных секторов. Черная экономика включает в себя деятельность, связанную в производством и реализацией запрещенных товаров и услуг (незаконный оборот оружия, наркотических средств, рэкет, фальшивомонетничество, порноиндустрия и др.). Серый сектор охватывает собой экономическую деятельность, осуществляемую с нарушением требований регистрации, лицензирования, сертификации и пр. Нарушения правил легальной экономической деятельности составляют основу серой экономики, но не поглощают ее полностью. Помимо собственно преступных действий, серая экономика включает в себя административно наказуемые нарушения правил ведения хозяйственной деятельности, не причиняющие крупный ущерб личности, обществу и государству и не сопряженные с извлечением дохода в крупном размере. Согласно экспертным оценкам, подавляющую долю таких деликтов составляют случаи ведения сельскохозяйственной деятельности без соответствующей регистрации (75%)[2]. Для того чтобы дать экономико-криминологическую оценку нарушений экономической деятельности, необходимо определить масштабы теневой экономики в целом и выявить системные взаимосвязи между ее сегментами. Нарушение правил легальной экономической деятельности, как и теневая экономика в целом, оцениваются на основе показателей нелегальной миграции, частоты коррупции, неформальной занятости среди экономически активного населения и др.[8]. В зарубежных странах оценка нелегальной экономической деятельности осуществляется в рамках анализа ненаблюдаемой экономики. В России статистический учет теневого бизнеса ведется в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 31 января 1998 г. № 7 «Об утверждении основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики». По данным Государственной службы федеральной статистики РФ, доля теневой (скрытой и неформальной) экономики в общем объеме произведенного валового внутреннего продукта составляет более 20%. Эти данные расходятся с оценками экспертов, согласно которым доля теневой экономики варьируется в границах 40 – 80 % от ВВП[1]. Анализ и обобщение сведений о масштабах теневой экономики позволяет сделать следующие выводы: 1) теневая экономика в России приобрела статус массового экономического поведения и по своим масштабам сопоставима с легальной экономикой. Не случайно Г. Клейнер указывает: «Сегодня говорить в России о теневой экономике, значит, говорить о российской экономике вообще… линия водораздела между формальной и неформальной частями экономики настолько подвижна, малозаметна и извилиста, что напоминает не пограничную полосу, а скорее, знаменитую «кривую Пеано» … можно без труда привести примеры множества экономических субъектов, полностью находящихся за гранью разрешенного, но вряд ли кто-нибудь возьмется за поиск субъекта, все действия которого осуществляются «по ту сторону закона» [7]; 2) прирост нелегального бизнеса в России ежегодно составляет 4 – 7%. Согласно экспертным оценкам, после 2005 года в развитии российской теневой экономики наметились следующие тенденции: рост темпов транснационализации; увеличение доли прибыли, используемой для подкупа органов государственной власти, в т.ч. должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов; опережающее развитие теневого сектора, связанного с оказанием интеллектуальных услуг и производством информационных продуктов; увеличивающаяся зависимость объемов и форм теневой экономики от политической конъюнктуры[3]; 3) отмечается тесная взаимосвязь между теневой экономикой, коррупционной, беловоротничковой и организованной преступностью. В частности, 95% черного сектора экономики и 70% серого сегмента находится либо под непосредственным руководством, либо под контролем организованной преступности. Теневая экономика из хаотического и случайного взаимодействия экономических субъектов превращается в структурированную и самовоспроизводящуюся социальную систему, которая не только скрыта от прямого государственного контроля и наблюдения, но и имеет внутреннюю организацию; 4) анализ внутренних системных связей позволяет говорить о постепенной трансформации одних форм теневой экономической деятельности в другие. С криминологической точки зрения, «водораздел» между черным и серым секторами условен и напрямую зависит от качества государственного контроля, рыночной конъюнктуры и общих тенденций организованной и коррупционной преступности. «Черная» теневая экономика представляет собой нелегальную экономическую деятельность, связанную с производством и реализацией запрещенных товаров и услуг. В отличие от серого сектора, она обособлена от официальной экономики и напрямую связана с организованной преступностью. К этой деятельности относится не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но такие виды деятельности, как оборот наркотиков, оружия, торговля людьми, проституция, порнобизнес и др.). По экспертным оценкам, в структуре теневой экономики доля черного сегмента не превышает 35 %[10]. «Серый» сектор составляет 2/3 от общего объема теневой экономической деятельности и включает в себя 1) любые гражданско-правовые деликты, представляющие мнимые или притворные сделки, совершенные с целью уклонения от уплаты налогов и иных социальных взносов; 2) административные правонарушения, связанные с нарушением лицензионных требований и условий (гл. 14 КоАП РФ), правил ведения бухгалтерской отчетности (гл. 25 КоАП РФ), 3) преступные нарушения правил ведения экономической деятельности. Обобщение изложенного материала позволяет сформулировать следующие выводы: 1. Сложность и многоаспектность теневой экономики требуют ее комплексной оценки на основе экономических, формально-юридических, статистических и криминологических критериев. Взятые в совокупности, они позволяют рассматривать теневую экономику как неучтенную в официальной статистике и нарушающую права личности, общества и государства деятельность, которая выражается в нарушении правил производства, распределения, обмена и потребления разрешенных в гражданском обороте товаров и (или) услуг либо в обороте запрещенных законом товаров и (или) услуг. 2. Свидетельством низкого уровня криминологической безопасности является приобретение теневой экономикой статуса массового экономического поведения (от 40 % ВВП). В развитии теневой экономической деятельности отмечены следующие тенденции: интенсивная транснационализация; увеличение доходности, укрепление зависимости объемов и форм теневой экономики от политической конъюнктуры, установление системных взаимосвязей между теневой экономикой, коррупционной, беловоротничковой и организованной преступностью, трансформация одних форм теневой экономической деятельности в другие. 3. Нарушения правил легальной экономической деятельности как относительно самостоятельный сегмент «серой» экономики характеризуются высокой латентностью и тесной взаимосвязью с легальной экономической деятельностью. Низкая эффективность их криминологической профилактики объясняется как несовершенством регулятивного и охранительного законодательства, так и особенностями субъектного состава. Лицо, нарушающее правила легальной экономической деятельности, - это преимущественно служащий в возрасте 40 – 49 лет, имеющий высшее профессиональное образование и имеющий необходимую для занятия экономической деятельности специализацию. Список использованной литературы: 1. Амбросьев С.В. Некоторые аспекты противодействия криминальной экономике// Российский следователь. 2006. № 6. - С. 14-18. 2. Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Экономическая безопасность: институциональный подход. М., 2000. – 147с. 3. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России/ Под общ. ред. С.С. Сумакшина. М., 2009. – 304 с. 4. Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика в России: иной путь развития. М., 1997. – 192 с. 5. Квитчук М.А. Проблема мониторинга теневой экономики как угрозы экономической безопасности// Налоги. 2008. № 2. - С. 7-16. 6. Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2009. - 242с. 7. Клейнер. Г. Нет тени только у приведений (о книге «Неформальный сектор экономики») // Вопросы экономики. № 4. 1999. – С. 149-153. 8. Латов Ю.В. Российская теневая экономика в системе рыночного хозяйства. М., 2005. С. 7 – 8. 9. Неформальный сектор в российской экономике // Приложение к журналу «Предпринимательство в России». М, 1998. – 208 с. 10. Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйствования. М., 2005.– 240 с. 11. Улыбин К. Теневая экономика. М., 1991. – 180 с. 12. Фролов Д. Институциональная эволюция постсоветского институционализма// Вопросы экономики. 2008. № 4. – С. 2-5. 13. Шохин А.Н. Социальные проблемы перестройки. М., 1989. – 178 с. 14. Dallago B. The irregular economy in transition: features, measurment and scope. In: Output Decline in Eastern Europe: Unavoidable, Extertal influence or Homemade? Luxemburg. 1994. | |
Категория: 12.00.00 Юридические науки | | | |
Просмотров: 4087 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |