Главная » Файлы » Научные статьи » 07.00.00 Исторические науки |
Коренное изменение социального положения женщины в условиях установившейся государственности и патриархальности. Сорокина Н.В.
09.05.2012, 19:40 | |
Сорокина Н.В. КОРЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ В УСЛОВИЯХ УСТАНОВИВШЕЙСЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ПАТРИАРХАЛЬНОСТИ. Развитие покупного брака сделало затруднительным, а в последствии - и невозможным развод по инициативе жены: ее родня обычно не имела ни желания, ни возможности возвратить выкуп. И если в тех обществах, где мужское господство еще находилось в стадии становления, женщина все же могла, проявив настойчивость, добиться возвращения выкупа, то чем дальше, тем меньше оказывалось это возможным. Общество рассматривало теперь жену как собственность семьи ее мужа; и даже овдовев, женщина продолжала считаться такой собственностью[1]. Подобные представления о «стоимости» женщины породили в мужском сознании отношение к ней, как к вещи, тем самым, превратив её в существо низшего порядка по сравнению с мужчиной. «У баб да у пьяных слёзы дёшевы»[2], «курица не птица, а баба не человек»[3]. Изменению подвергается даже женская внешность. Из прежнего образа красавицы женщина превращается в «старую, беззубую»[4] женщину. Некогда золотая нога яги, превращается в костяную «костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос»[5]. Во времена становления патриархата происходит переосмысление представлений о женщине как о существе, ритуально нечистом и даже вредоносном, в особенности при родах и многих других характерных для чисто женской физиологии явлениях[6] «…у Ягишны родилось две дочери: одна—двоеглазая, другая — троеглазая»[7]. В народе про неё говорили, что «никого она к себе не подпускала и ела людей, как цыплят»[8]. На данном этапе появляются сказки, в которых ребенок появляется из полена «Однажды старик поехал в лес за дровами … нарубил дров, сколько нужно было, да срубил ещё лутошку. Приехал домой … лутошку в избу принес и положил в подпечек. На третий день что-то в подпечке зашумело, а потом кричит: «Тятя! Мама! Выньте меня»…старик поглядел в подпечек и увидел там небольшого мальчика. Вынул его оттуда, показал старухе, и назвали его Лутонькою, стали его и кормить и поить»[9], «Худое житье было старику со старухою! Век они прожили, а детей не нажили; … сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, положили в люлечку, стали качать да прибаюкивать — и вместо колодочки стал рость в пеленочках сынок Терешечка, настоящая ягодка!»[10]. Появляются сказки о глупой, злой и сварливой жене. В этих сказка женщина предстаёт совершенно в другом образе, диаметрально противоположном, например царевне Лебедю. Мужчина считает её исчадием ада «…выбрал себе бабу длинную, черную, косую; понравилась сатана лучше всякого сокола…живёт с нею и кулаком слёзы вытирает»[11], «баба вверх подымается, а сама зубом скрипит да кулаком грозит»[12]. Естественным следствием такого рода представлений служили многочисленные ограничения, налагавшиеся на женщину в форме изоляции ее на время родов в особых строениях или вообще за пределами поселения. Позднее эта изоляция для некоторых представительниц женского пола стала постоянной. Баба-яга, например, живет на опушке дремучего леса, там, куда и ворон костей не заносит[13]. Её дом уже не палаты, а «избушка на курячьих ножках, на бараньих рожках»[14], а «кругом … двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый»[15]. По чудесному заклятью «стань к лесу задом, ко мне передом» избушка поворачивается. В более поздних сказках жилище бабы–яги выглядит совсем ужасающе: «забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо верей у ворот — ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка — рот с острыми зубами»[16]. Зловеще звучит описание тех самых черепов, висящих на заборе. О том, что женщина живёт в изоляции от всего мира свидетельствуют её слова: «Фу-фу, русской коски слыхом было не слыхать, видом не видать, а ныне сама на двор пришла; куда Иван-царевич, поехал?»[17]. Подобное положение не устраивает женщину. Несогласие с действительностью в сказках выражается тем, что баба-яга крадёт детей, изначально она не причиняет им вреда «сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками»[18], позднее в сказках появляется сюжет, в котором баба-яга хочет зажарить и съесть ребёнка. Этому есть объяснение. Раньше люди верили в очищающую силу огня. Готовя пищу на огне, люди предотвращали болезни; сжигая трупы умерших, они спасались от заразы и зловоний; некоторые даже прикладывали к ране раскаленное железо. Подобные наблюдения существовали и наряду с ошибочными представлениями людей, которые заключались в обычае «паланья» детей, когда больного или здорового ребенка раскачивали над горячей печью или подобно хлебу сажали в горячую печь, дабы вернуть здоровье[19]. Подобные суждения отразились и в сказочных мотивах. Во многих сказках можно встретить такой сказочный эпизод, когда баба-яга сажает в печь ребенка, чтобы зажарить. Вероятно, первоначально речь шла о спасении ребенка от болезни, и в данном случае яга выступала в качестве спасительницы. Сказка неоднократно показывает, что, оказавшись в столь низком социальном положении, женщина всячески пытается восстановиться в своих правах. Ярким примером служит старуха - героиня «Сказки о рыбаке и рыбке». Её стремление не только поправить материальное состояние, но и, в конечном счете, восстановить некогда утерянную власть над мужчиной, является главным желанием, для исполнения которого старуха использует все возможности. Старика старуха забранила: « Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с неё корыто, Наше-то совсем раскололось»[20]. Добившись своего, женщина, почувствует, что к ней возвращается всё то, что было, казалось, навсегда утеряно. Старик не осмелился перечить, Не дерзнул поперёк слова молвить[21]. На крыльце стоит его старуха… Перед нею усердные слуги; Она бьёт их, за чупрун таскает[22]… Женщина не останавливеются на достигнутом, а двигается всё дальше, хочет всё больше. Безмерное желание стать богаче, вернуть былой социальный статус координально меняет старуху. Чем больше она получает, чем выше поднимается, тем ниже опускается в её глазах старик, тем хуже становится отношение к нему: «…ещё пуще старуха бранится[23]…», «…на чем свет стоит – мужа ругает[24]…», «…на него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела[25]». Восстановив былое положение в обществе, старуха не останавливается на достигнутом. Старухе хочется большего, невозможного: «…Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою, Чтобы жить мне в окияне-море, Чтоб служила мне рыбка золотая И была у меня на посылках»[26]. Сказка констатирует тот факт, что те перемены, которые произошли в обществе, коренным образом изменили всю социальную структуру. Хотя данный процесс нельзя назвать необратимым, всё же возвращение к матриархату затруднительно. К тому же реальная обстановка свидетельствует о том, что этот вариант не совместим с теми изменениями, которые произошли в обществе с развитием частной собственности и появлением государства. Поэтому в конечном результате старуха возвращается в первоначальное положение: Опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто[27]. Конечным результатом всех этих процессов стало повсеместно распространившееся оттеснение женщин от общественной жизни; полное бесправие женщины в делах управления. А за этим следовало и общее приниженное положение женщины в обществе, причем приниженность эта постепенно охватывала все сферы жизни: хозяйственную, социально-поведенческую, семейную, идеологическую. Подводя итог такого развития, Энгельс писал: «Жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения»[28]. Таким образом, я выяснила, что эволюция женских образов в русской народной происходила в несколько этапов. На начальном этапе, совпавшем с эпохой неолита, во время развития высокоэффективного присваивающего хозяйства, в связи с необходимостью увеличения численности населения женщина занимает высокое социальное положение, владеет некоторой собственностью и играет роль лидера общины. С возникновением военной демократии, изменением принципов организации семейно-брачных отношений, а также развитием и углублением общественного разделения труда женщина постепенно оттесняется мужчиной на второй план, она теряет право на собственность и ограничивается рамками сугубо домашнего хозяйства. Результатом перехода от матриархальных устоев к патриархальным является полное отстранение женщины от участия в процессе хозяйственной деятельности, диаметрально противоположный взгляд на её красоту и женщину в целом. В мужском сознании женщина представляется ритуально нечистым существом, приносящим вред, поэтому она часто подвергается изоляции от общества, которая для некоторых сказочных героинь становится постоянной. В конечном счете, ограничение женщин строгими рамками охватывает все сферы общественной жизни: начиная с хозяйственной и идеологической, заканчивая социально-поведенческой и семейной. [1] История первобытного общества… С.175 [2] Даль В.И. Пословицы русского народа С.274 [3] Там же С.275 [4] Заколдованная королева//Русские народные сказки С.330 [5] Иван Быкович//Народные русские сказки из сборника … С.143 [6] История первобытного общества… С.175 [7] Бурёнушка// Народные русские сказки из сборника … С. 91 [8] Василиса Прекрасная //Народные русские сказки из сборника … С.99 [9] Ивашко и ведьма// Народные русские сказки из сборника … С. 108-109 [10] Терёшечка// Народные русские сказки из сборника … С. 110-111 [11] Сказка о злой жене// Народные русские сказки из сборника … С. 525 [12] Там же С.527 [13] В.П.Аникин Русская народная сказка. С.119 [14] Иван - Быкович //Народные русские сказки из сборника … С.142-143 [15] Марья - Моревна //Народные русские сказки из сборника …С.191 [16] Василиса Прекрасная//Народные русские сказки из сборника …С.100 [17] Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде// Русские народные сказки из сборника… С.172 [18] Гуси-лебеди// Народные русские сказки из сборника …С.114 [19] В.П.Аникин Русская народная сказка. С.123 [20] Сказка о рыбаке и рыбке// А.С. Пушкин …С.222 [21] Там же С.225 [22] Там же С.222 [23] Сказка о рыбаке и рыбке// А.С. Пушкин … С.222 [24] Там же С.223 [25] Там же С.225 [26] Там же С.225 [27] Там же С.226 [28] История первобытного общества… С.177 | |
Категория: 07.00.00 Исторические науки | | | |
Просмотров: 3575 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |