MENU
Главная » Файлы » Научные статьи » 01.00.00 Физико-математические науки

Информационные технологии в преподавании специальных дисциплин в вузах физической культуры Родзинский И.Ю.
08.08.2019, 12:17
Внедрение информационных технологий в образование привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. Появление мощных компьютерных мультимедиа систем и интерактивных компьютерных программ стало основой интенсивного развития дистанционного обучения (ДО) [1, 3, 5].

Развитие дистанционного образования влечет за собой развитие новых подходов к разработке педагогических средств, таких как учебники, практикумы, сборники заданий и тестов [4, 5, 6]. Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: умственную, речевую, физическую, что ускоряет процесс усвоения материала. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний [2, 6]. Одним словом, применение мультимедиа средств и технологий позволяет построить такую форму обучения, в которой разумное сочетание обычных и компьютерных форм организации учебного процесса дает новое качество в передаче и усвоении знаний. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков.

Цель исследования – совершенствование процесса обучения дисциплины «Плавание и методика преподавания» на основе использования инновационных компьютерных и мультимедийных технологий.

Задачи исследования: 1. Разработать набор мультимедийных и информационно-компьютерных средств обучения, способствующих эффективному усвоению учебного материала; 2. Оценить эффективность учебного процесса студентов, основанного на применении инновационных компьютерных технологий.

Организация исследования. Разработанное нами, на начальном этапе, компьютерное мультимедийное сопровождение курса, его презентационная часть – 6 мультимедийных лекций (Power Point), рассчитанная на чтение в аудитории, оборудованной мультимедийным проектором, внедрена при чтении лекций для курса - минимум дисциплины «Плавание и методика преподавания» 1, 2, и 5-го факультетов РГУФКСМиТ и показала высокую эффективность с точки зрения усвоения знаний.

Для выяснения, имеется ли зависимость между количеством посещенных мультимедийных лекций и успеваемостью, с тем, чтобы выявить зависимость успеваемости от количества посещенных мультимедийных лекций в 2006 г. по завершении изучения дисциплины «Плавание» были проанализированы отчеты о посещаемости и успеваемости студентов (по 100-балльной шкале) 1-го, 2-го, 5-го факультетов II курса РГУФКСМиТ (n=301). Проведены анкетирование и беседы со студентами (n = 120), опрос преподавателей кафедры (n = 8).

В 2007 году (второй этап), в содержание мультимедийных лекций были внесены коррективы и по завершении курса проанализированы отчеты о посещаемости и успеваемости студентов (n = 335).

На третьем этапе в 2008 году, нами был разработан учебно-методический комплекс (УМК) для дистанционного обучения (ДО) – на основе программного обеспечения Adobe Acrobat Connect Pro. Для автономной работы материалы были структурированы, снабжены иерархическим меню, гипертекстовыми переходами, справкой, списком рекомендованной литературы и контрольными вопросами (рис.1).
Рис.1. Пример презентации в системе Adobe Connect

Данная система представляет программную среду, интерфейс и интерактивные инструменты для учебы в виртуальных аудиториях, а также мгновенный доступ преподавателей и студентов к учебным материалам, общение, как в локальной сети Университета, так и через Интернет. Adobe Acrobat Connect Pro предоставляет преподавателю удобные и простые средства, позволяющие создавать, управлять, проводить и отслеживать курсы дистанционного обучения.

Основу, рассматриваемого УМК для ДО составляют 9 презентационных интерактивных модулей. Кроме того, в УМК входят три теста, подготовленных в программе Adobe Presenter (каждый в обучающем и контрольном варианте). По завершении курса были проанализированы отчеты о посещаемости и успеваемости студентов (n = 242).

Контроль деятельности обучающихся в дистанционной форме осуществляется в виде исходных, промежуточных, итоговых тестов. С этой целью использовался пакет программ Adobe Connect Pro Training. Выбор вида тестирования, вида контроля диктуется спецификой познавательной задачи, учебного предмета или познавательной области. В традиционной системе обучения контроль знаний на экзамене проводится с помощью нескольких вопросов. Полученные студентом оценки за ответы на эти вопросы, распространяются и на не проконтролированные разделы учебного материала. Таким способом минимизируются затраты рабочего времени экзаменатора. Система компьютерного контроля позволяет реализовать более эффективную технологию контроля знаний по всему пройденному материалу, не заботясь об экономии времени на проверку.

Результаты исследования. Применение информационных технологий позволяет изменить способы доставки учебного материала, традиционно осуществляемого во время лекций, с помощью специально разработанных мультимедиа курсов. При этом качество усвоения теоретического материала, не уступающее тому, которое достигается при чтении лекций, может быть достигнуто за счет создания компьютерных обучающих программ и использования телекоммуникаций в учебном процессе. Поскольку дальнейшее развитие мультимедийного сопровождения дисциплины предполагает размещение учебных материалов в локальной сети РГУФКСМиТ, была проведена оценка уровня компьютерной подготовленности и грамотности студентов и преподавателей к использованию информационных технологий в учебном процессе.

Регулярный доступ к персональному компьютеру имеется у 95,2% респондентов. 84,2 % опрошенных работают на компьютере дома, 5,8% – на работе, 12,0% – по месту учебы. Практически все пользователи работают в операционной системе Windows, при этом 62,0% отнесли себя к «уверенным» пользователям, а 26,0% – к «начинающим». Основные цели использования компьютера – выполнение учебных заданий (83,0 %), работа в сети Internet (80%). Используют электронную почту, общаются на форумах, в чатах, используют ICQ 56-58% респондентов. Среди целей использования Интернета наиболее часто указывалось «для выполнения учебных заданий» (79,0%), «для общения» и «для получения информации о спорте» (68,0-66,0%). При попытке выяснить имеющийся опыт использования компьютерных мультимедийных образовательных продуктов варианты ответов расположились в следующем порядке: «тесты» – 33%, «энциклопедии» – 30%, «статьи и лекции» – 23%, «учебник» и «справочник» по 19% соответственно, различные пособия 14%. При этом 31% студентов ранее не использовали подобных материалов и 5,8% не имеют представления о таких продуктах.

О преимуществах использования лекций с мультимедийным сопровождением 35% опрошенных ответили, что это «более наглядно», «повышает интерес к предмету» – 46%, «лучше запоминается учебный материал» – 43%, «усваивается намного больше информации» – 43%. И только 5,8% ответили, что «не видят никаких преимуществ в использовании таких лекций».

При этом 70% опрошенных отметили, что им не сложно работать с электронной обучающей программой при подготовке к занятиям. Также 68% хотели бы использовать электронное пособие для подготовки к занятиям в Вузе физической культуры против 8,3%, не желающих этого делать.

Если сравнить успеваемость студентов, прослушавших различное количество мультимедийных лекций, то становится очевидным, что качество знаний заметно увеличивается с ростом посещаемости лекционных занятий (рис.2).

Коррективы, внесенные в содержание мультимедийного курса, повлияли на некоторое повышение успеваемости.
Количество лекций
0
20
40
60
80
100

0 1 2 3 4 5 6
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Баллы

*

*
*
Рис. 2. Зависимость итоговой успеваемости (в баллах) от количества посещенных мультимедийных лекций.
Звездочкой отмечены различия между данными 2006 г. (n = 301) и 2007 г. (n = 335), 2008 г. (n = 242), достоверные при p<0,05. Чем количество посещенных лекций больше, тем выше уровень итоговой успеваемости, оцениваемой по 100-балльной шкале. Статистически достоверные различия (U-критерий Манна-Уитни) были зафиксированы между студентами, не посетившими лекции и студентами, посетившими 2 и более лекций.

Это справедливо и при сравнении данных тех, кто прослушал 1 и 3 лекции, 2 и 4 лекции. Однако тенденции к различию между теми, кто посетил 3 и более лекций, статистически недостоверны (0,17<р<0,07). Взаимосвязь между итоговой успеваемостью и количеством посещенных лекций подтверждается достаточно высокими значениями корреляции Спирмена RS = 0,55, 0,67 и 0,78 (p<0,001), соответственно для 2006, 2007 и 2008 гг. Значительное число студентов (17–25 % от общего числа) не посетили ни одной лекции. Из них в установленные сроки смогли сдать зачет только от 5 до 15%. Как правило, в дальнейшем этим студентам пришлось посещать дополнительные занятия. В то же время студенты, посетившие 4 и более мультимедийные лекции, своевременно и с высокими баллами сдавали зачет в 69,8–84,6 % случаев.

Обсуждение результатов. Очевидно, что семейство программных продуктов Adobe Acrobat Connect Pro имеет несомненные достоинства. После регистрации студентов в виртуальных классах им автоматически приходят уведомления и напоминания, формируется статистика по обучающимся, детализированные отчеты по курсам, обучающимся и результатам, ведется контроль эффективности использования материалов (отмечается, например, кто, что и когда просматривает), проводит тесты с последующим анализом их результатов. Причем, не требуется устанавливать никакие программы на их персональные компьютеры. Все, что нужно – это стандартный веб-браузер и бесплатная программа Adobe Flash Player. Для разработчика данная среда предоставляет возможность создания учебных материалов с помощью Adobe Presenter: создание учебных материалов в формате Flash из презентаций PowerPoint, запись и редактирование звука, добавление разнообразных фрагментов мультимедиа.

Конечный продукт преобразуется в формат Flash или PDF либо непосредственно публикуется на сервере Connect. Фактически, не имея специальных навыков программирования, можно разрабатывать интересные электронные учебные курсы и оперативно обновлять их содержание. В то же время опыт работы показал, что при внедрении ДО встречаются специфические трудности. Прежде всего, это в основном самостоятельное обучение, студенту придется самому зайти на сайт Университета, загрузить курс, пройти тестирования и так далее. Например, тестирование может быть неэффективным, если ставится задача научить творчески решать задачи. Поэтому мы считаем, что, несмотря на несомненную пользу тестов, целиком теоретическое и дистанционное обучение специальной дисциплине невозможно, необходимы как практические занятия, так и проверка умений и компетенций студентов на практике. Мультимедиа технологии, несомненно, являются перспективным дидактическим средством, которое при определенных условиях может значительно повышать эффективность учебного процесса.

Литература
1. Алёхина E.Г. Педагогический контроль знаний студентов Вузов физической культуры с использованием тестовых технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Г. Алёхина. – Санкт-Петербург, 2006. – 23 с.
2. Антипина О.Н. Дистанционное обучение на основе Интернет – технологий / О.Н. Антипина // Высшее образование. – 2003. – No 4. – С. 50–54.
3. Иванова Н.Ю. Технология дистанционного обучения специальным дисциплинам студентов-заочников в Вузах физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Ю. Иванова – Смоленск, 2009. – 23 с.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. –М.: Издат. центр «Академия», 2001.
5. Сеногноева А.Е. Технология тестирования учебной деятельности в
рамках «мягкой» модели обучения / А. Сеногноева // Вестник высшей школы. – 2006. – No 10. – С. 59–60.
Родзинский И.Ю.
Категория: 01.00.00 Физико-математические науки | Добавил: GOD
Просмотров: 743 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]