Главная » Файлы » Учебные материалы » Договор продажи предприятия. Кислицына А.М. |
Особые случаи продажи предприятия. Часть 1. Кислицына А.М.
11.05.2012, 20:40 | |
Кислицына А.М. Глава 3. Особые случаи продажи предприятия. Часть 1. Существенными особенностями отличается правовое регулирование отношений, связанных с продажей предприятий при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при несостоятельности (банкротстве) должника. В указанных случаях нормы, содержащиеся в специальном законодательстве, имеют приоритет по сравнению с положениями ГК, регулирующими договор продажи предприятия. Такая иерархия правовых норм установлена самим Кодексом. В соответствии со ст. 217 ГК при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные ГК положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законом о приватизации не предусмотрено иное. Согласно п. 3 ст. 65 ГК основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Законом о несостоятельности (банкротстве). Предприятие как имущественный комплекс является объектом продажи при применении такого способа приватизации, как выкуп арендованного государственного или муниципального имущества. Речь идет о способе приватизации государственного и муниципального имущества, применявшемся в соответствии со ст. 26 «Выкуп государственного или муниципального имущества, сданного в аренду» Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (действовал в ред. ФЗ от 5 августа 2000 г.; утратил силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования нового Федерального закона о приватизации от 21.12.2001 № 178-ФЗ).[1] В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ приватизация сданного в аренду в соответствии с договором аренды с правом выкупа, который был заключен до вступления в силу Закона РФ от 3 июля 1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (действовал в ред. ФЗ от 17 марта 1997 г.; утратил силу в соответствии с п. 5 ст. 31 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ), имущества государственного или муниципального унитарного предприятия осуществлялась на основании заявления арендатора такого имущества следующими способами: - в соответствии с договором аренды с правом выкупа, если размер выкупа, сроки и порядок его внесения, а также иные условия установлены указанным договором; - посредством преобразования государственного или муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество с предоставлением арендатору такого имущества права первоочередного приобретения акций указанного общества, принадлежащих соответственно Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям. Порядок осуществления арендатором такого имущества права на первоочередное приобретение акций открытых акционерных обществ, созданных посредством преобразования государственных или муниципальных унитарных предприятий, порядок определения стоимости указанных акций определялись соответственно программой приватизации, программами приватизации субъектов РФ. Размер выкупа, сроки и порядок его внесения арендатором такого имущества, а также условия первоочередного приобретения указанных акций определялись утвержденным Правительством РФ положением о порядке приватизации сданного в аренду государственного имущества. Арендатор имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, признанный покупателем, мог приобрести такое имущество в установленном порядке. Порядок определения стоимости выкупаемого арендаторами государственного имущества определялся соответственно программой приватизации и программами приватизации субъектов РФ (ст. 26 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ). В случае заключения договора аренды с правом выкупа до 27 апреля 2002 г. выкуп государственного и муниципального имущества осуществляется на основании заявления арендатора такого имущества: 1) в сроки, установленные договором аренды с правом выкупа, если в нем содержатся условия о размере выкупа, сроках и порядке его внесения; 2)в течение шести месяцев с 27 апреля 2002 г., если договор аренды с правом выкупа не содержит условий о размере выкупа, сроках и порядке его уплаты посредством: - внесения арендуемого государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, созданного совместно с арендатором с предоставлением последнему права первоочередного приобретения акций указанного общества, если рыночная стоимость арендованного имущества на дату подачи заявления составляет свыше 10 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Порядок определения стоимости указанных акций, сроки и порядок их оплаты определяются в соответствиии с Федеральным законом о приватизации от 21.12.2001 № 178-ФЗ; - заключения дополнительного соглашения, предусматривающего условия о размере выкупа, сроках и порядке его внесения, если рыночная стоимость арендуемого имущества на дату подачи заявления составляет 10 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда и ниже. В случае если по истечении сроков, установленных договором или Законом о приватизации от 21.12.2001 № 178-ФЗ, не поступит заявление арендатора, нереализованные положения таких договоров о выкупе утрачивают силу. В законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены. Если условие о выкупе арендованного имущества не предусмотрено в договоре аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену. Законом могут быть установлены случаи запрещения выкупа арендованного имущества (ст. 624 ГК РФ). В случае если все имущество государственного или муниципального унитарного предприятия, за исключением здания или нежилого помещения, в которых располагалось указанное унитарное предприятие, приобретено в собственность до вступления в силу главы IV части первой ГК РФ (гл. IV ГК РФ вводилась в действие со дня официального опубликования ГК РФ; часть первая ГК РФ была опубликована в «Российской газете», № 238 - 239 от 8 декабря 1994 г.) с одновременным заключением договора аренды, предусматривающего возможность выкупа такого здания или нежилого помещения, указанное здание или нежилое помещение подлежит продаже собственнику, приобретшему все имущество унитарного предприятия, по рыночной стоимости в соответствии с договором, заключенным между ним и собственником здания или нежилого помещения. По истечении двух лет с даты вступления в силу Федерального закона о приватизации от 21.12.2001 № 178-ФЗ (т.е. с 28 апреля 2004 г.) положения таких договоров о выкупе утрачивают силу. В соответствии с п. п. 12 и 13 статьи 43 Федерального закона о приватизации от 21.12.2001 № 178-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 707 утверждено Положение о реализации договоров аренды федерального имущества с правом выкупа, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»[2](далее - Положение). Указанным Постановлением Правительства РФ также поручено Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом Российской Федерации и его территориальным органам принимать решения об отчуждении федерального имущества по договорам аренды с правом выкупа, заключенным до вступления в силу указанного Закона, в соответствии с Положением. Положением установлен следующий порядок. Заявление о выкупе федерального имущества по договорам аренды с правом выкупа, определяющим размер, сроки и порядок внесения выкупа, направляется арендатором в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Российской Федерации (его территориальный орган). К заявлению прилагаются нотариально заверенная копия договора аренды и платежные документы о внесении выкупа. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Российской Федерации) (его территориальный орган) в месячный срок рассматривает представленные документы и направляет арендатору извещение о подтверждении выполнения им условий договора аренды с правом выкупа. Оплата приобретаемого федерального имущества подтверждается заверенной банком копией платежного документа о перечислении суммы выкупа в доход федерального бюджета. Основанием для принятия решения о выкупе федерального имущества по договорам аренды с правом выкупа, в которых не определены размер выкупа, сроки и порядок его внесения, является направленное арендатором в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Российской Федерации (его территориальный орган) заявление о выкупе арендуемого имущества с приложением нотариально заверенной копии договора аренды с правом выкупа, платежных документов о внесении выкупа (если до подачи заявления арендатор в соответствии с условиями договора производил платежи в счет выкупа) и предложения о порядке выкупа имущества. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Российской Федерации (его территориальный орган) в 2-месячный срок рассматривает поступившие документы и привлекает независимого оценщика для оценки арендованного имущества на дату подачи заявления о выкупе. В случае если рыночная стоимость арендованного имущества на дату подачи заявления о выкупе составит 10 тыс. установленных федеральным законом МРОТ или меньше, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Российской Федерации (его территориальный орган) принимает решение о продаже этого имущества арендатору. В решении указываются наименование имущества и иные данные, позволяющие его идентифицировать в соответствии с договором аренды, а также цена имущества, установленная на основании отчета независимого оценщика. Данное решение является основанием для заключения Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом Российской Федерации (его территориальным органом) с арендатором дополнительного соглашения, которое определяет размер выкупа, сроки и порядок его внесения. Размер выкупа соответствует рыночной стоимости арендованного имущества, указанной в отчете независимого оценщика. Оплата приобретаемого федерального имущества производится единовременно в течение 10 дней с даты подписания дополнительного соглашения и подтверждается заверенной банком копией платежного документа о перечислении выкупа в доход федерального бюджета. В случае, если рыночная стоимость арендованного имущества на дату подачи заявления составит более 10 тыс. установленных федеральным законом МРОТ, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Российской Федерации (его территориальный орган) направляет арендатору предложение о совместном создании открытого акционерного общества с внесением арендуемого имущества в качестве вклада государства в его уставный капитал. Арендатор в месячный срок со дня получения предложения направляет в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Российской Федерации уведомление о согласии на совместное создание открытого акционерного общества, к которому прилагает перечень имущества, вносимого арендатором в уставный капитал этого акционерного общества, отчет независимого оценщика, проект устава открытого акционерного общества, предложения о формировании его органов управления и подписанный арендатором проект соглашения о расторжении договора аренды с правом выкупа. Вкладом арендатора может быть как имущество, созданное за счет аренды федерального имущества, так и иное имущество, принадлежащее арендатору на праве собственности. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Российской Федерации (его территориальный орган) в случае несогласия с представленным арендатором отчетом независимого оценщика вправе потребовать проведения вторичной оценки. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Российской Федерации (его территориальный орган) в месячный срок рассматривает поступившие документы и принимает решение о внесении от имени Российской Федерации арендуемого федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, создаваемого совместно с арендатором с предоставлением последнему права первоочередного приобретения акций указанного общества. В решении указываются наименование имущества и иные данные, позволяющие его идентифицировать в соответствии с договором аренды, рыночная стоимость имущества согласно отчету независимого оценщика, количество и номинальная стоимость приобретаемых в собственность Российской Федерации акций создаваемого открытого акционерного общества. Этим же решением утверждаются устав создаваемого открытого акционерного общества, кандидаты в его органы управления и назначается представитель Российской Федерации для участия в учредительном собрании открытого акционерного общества. Количество акций создаваемого открытого акционерного общества, передаваемых Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации и арендатору, определяется пропорционально вкладам, внесенным соответственно Российской Федерацией и арендатором. Одновременно с принятием указанного решения Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Российской Федерации (его территориальный орган) заключает с арендатором соглашение о расторжении договора аренды с правом выкупа. После регистрации отчета о размещении первого выпуска акций открытого акционерного общества Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Российской Федерации передает РФФИ (продавцу) акции созданного открытого акционерного общества для их продажи арендатору (арендаторам). Продавец в целях реализации арендатором права первоочередного приобретения находящихся в федеральной собственности акций направляет арендатору (арендаторам) извещение о количестве и цене подлежащих продаже ему (им) акций, а также сообщает о порядке внесения денежных средств на счет продавца. Цена подлежащих продаже акций определяется на основании отчета независимого оценщика, привлекаемого продавцом. Двум и более арендаторам акции продаются пропорционально количеству принадлежащих им акций открытого акционерного общества. В случае, если в течение двух месяцев со дня отправления такого извещения арендатор не воспользуется своим правом первоочередного приобретения акций (не направит в адрес продавца заявление о покупке с приложением копии платежного документа о внесении платежа на указанный в извещении счет продавца), такие акции подлежат приватизации в порядке и способами, предусмотренными Законом о приватизации от 21.12.2001 № 178-ФЗ. Предусмотренная п. 13 статьи 43 указанного Закона продажа зданий или нежилых помещений лицам, приобретшим все имущество федерального государственного унитарного предприятия (за исключением зданий или нежилых помещений, в которых располагалось указанное имущество) с одновременным заключением договора аренды этих зданий и помещений с правом выкупа, осуществляется в соответствии с п. п. 2 - 7 Положения. Вне рамок правового режима выкупа государственного или муниципального предприятия имущественный комплекс унитарного предприятия может быть продан в собственность юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке и способами, которые предусмотрены Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», с учетом особенностей, установленных статьей 27 данного Федерального закона. Опубликование прогнозного плана (программы) приватизации является уведомлением кредиторов о продаже имущественного комплекса унитарного предприятия. Заявленные кредиторами требования рассматриваются в установленном порядке при определении состава подлежащего продаже имущественного комплекса унитарного предприятия, при этом не требуется согласие кредиторов на перевод их требований на покупателя. Указанное положение Закона о том, что согласие кредиторов на перевод их требований на покупателя не требуется, освобождает Российскую Федерацию, субъекта Российской Федерации или муниципальное образование от предусмотренной в п. 4 ст. 562 ГК РФ солидарной ответственности продавца по включенным в состав переданного предприятия долгам, которые были переведены на покупателя без согласия кредитора. Состав подлежащего продаже имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона. В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них. Положение п. 1 статьи 11 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» о том, что передаточный акт должен основываться на акте инвентаризации унитарного предприятия и аудиторском заключении, соответствует положениям ст. 561 ГК РФ об удостоверении состава продаваемого предприятия.[3] В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, а в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия - сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций. В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»[4] для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Согласно п. 2 ст. 12 указанного закона при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия проведение инвентаризации обязательно. Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 утверждены Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств[5]. Результаты инвентаризации оформляются по унифицированным формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88[6]. Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, определенный в соответствии со статьей 11 данного закона, должен утверждаться решением об условиях приватизации федерального имущества. Решением об условиях приватизации федерального имущества также утверждается перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. В соответствии со статей 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального предприятия должны содержаться следующие сведения: - наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества); - способ приватизации имущества; - нормативная цена; - срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления); - иные необходимые для приватизации имущества сведения. Со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и до момента перехода права собственности на приватизируемое имущество к покупателю имущественного комплекса унитарного унитарное предприятие не вправе без согласия собственника: - сокращать численность работников указанного унитарного предприятия; - совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5 процентов балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, стоимость которого превышает 5 процентов балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в пятьдесят тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда; - получать кредиты. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации. Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов унитарного предприятия определяется как сумма стоимости чистых активов унитарного предприятия, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков, определенной в соответствии с пунктом 3 статьи 11 указанного Закона, за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. Статьей 11 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» также установлены правила определения стоимости земельных участков, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. Стоимость земельных участков принимается в зависимости от численности населения в поселениях: - в поселениях с численностью населения свыше 500 тысяч человек стоимость земельных участков принимается равной пятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельных участков; - в остальных случаях, т.е. в поселениях с численностью населения менее 500 тысяч человек или вне поселений, - трехкратному размеру ставки земельного налога. Следует отметить, что указанные положения об определении стоимости земельных участков подвергались критике и в связи с этим предлагались их изменения.[7] В частности, в пояснительной записке к проекту Федерального закона № 183721-3 «О внесении изменения и дополнения в ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, изменений и дополнения в Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», изменений и дополнений в статьи 11 и 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» отмечалось следующее: определенная в соответствии с п. 3 ст. 11 стоимость земельных участков отличается от кадастровой, т.е. рыночной стоимости в десятки раз. Такая крайне заниженная цена означает практически бесплатную передачу земельных участков в собственность частных организаций, что противоречит основному принципу приватизации государственного имущества - государственное имущество должно приватизироваться по максимально возможной цене. Именно такой принцип реализован в законодательстве Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества и относится ко всему имуществу, за исключением земельных участков. В результате федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты несут ежегодные потери, исчисляемые миллиардами рублей; предусмотренная зависимость конкретной цены земельного участка от количества жителей в населенном пункте является экономически не обоснованной, т.к. рыночная цена земельного участка зависит от соотношения спроса и предложения, качества, конкретного месторасположения, целевого назначения земельного участка. Например, в пос. Барвиха Московской области, где проживают 2 тысячи человек, земля очевидно гораздо дороже, чем в Екатеринбурге, численность населения которого превышает миллион человек.[8] Постановлением Государственной Думы от 5 февраля 2003 г. № 3590-III[9] проект Федерального закона № 183721-3 все же отклонен. Правительство Москвы обращалось в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности п. 3 статьи 11 и п. 7 ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". По утверждению Правительства Москвы установлением необоснованно заниженных цен продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, ущемляется конституционное право субъектов Российской Федерации и муниципальных образований свободно распоряжаться землей, собственниками которой они являются; ограничена их свобода экономической деятельности; нарушен конституционный принцип признания и защиты равным образом всех форм собственности; не учитываются особенности земли как объекта окружающей среды, являющегося невосполнимым природным ресурсом; нарушаются законные интересы народов, проживающих на соответствующих территориях. Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 5 ноября 2003 г. № 403-О, содержащиеся в запросе Правительства Москвы доводы фактически сводятся к тому, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны быть наделены правом определения в иных пределах стоимости земельных участков при продаже их собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений. Разрешение данного вопроса Конституционным Судом РФ фактически означало бы оценку целесообразности и экономической обоснованности решений законодательного органа, что не входит в полномочия Конституционного Суда РФ, поскольку в силу ч. 3 ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ « Конституционном Суде Российской Федерации»[10] Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Исходя из этого, Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению запроса Правительства Москвы. Однако в мотивировочной части указанного Определения Конституционный Суд РФ все же указал, что оспариваемые положения, касающиеся принципа определения стоимости земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при продаже их собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений, а также применяемых до установления субъектом Российской Федерации цены земли минимальных ставок земельного налога, не могут - с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в его решениях, - рассматриваться как нарушающие конституционные права субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.[11] Согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» при приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов указанного предприятия, изымается собственником. Правительством Российской Федерации могут быть установлены виды исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия и передаваемых покупателю в пользование по лицензионному или иному договору. Лицензионный договор, путем заключения которого возможна передача покупателю в пользование исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, регулируется положениями следующих законодательных актов. Согласно п. 1 ст. 13 Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ)[12] любое лицо, не являющееся патентообладателем, вправе использовать запатентованные изобретение, полезную модель, промышленный образец лишь с разрешения патентообладателя (на основе лицензионного договора). По лицензионному договору патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого изобретения, полезной модели, промышленного образца в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и (или) осуществлять другие действия, предусмотренные договором; как установлено в ст. 26 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. № 166-ФЗ)[13], право на использование товарного знака может быть предоставлено правообладателем (лицензиаром) другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу (лицензиату) по лицензионному договору в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован; в соответствии со ст. 20 Основ законодательства РФ от 7 июля 1993 г. № 5341-1 «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах»[14] государственные архивы имеют право при выдаче пользователям для использования в коммерческих целях копий архивных документов и справочников к указанным документам устанавливать условия их использования (заключать лицензионные договоры). При этом порядок заключения лицензионных договоров устанавливается Правительством РФ; согласно ст. 16 Закона РФ от 6 августа 1993 г. № 5605-1 «О селекционных достижениях»[15] по лицензионному договору (исключительная или неисключительная лицензия) патентообладатель (лицензиар) передает право на использование селекционного достижения другому лицу (лицензиату) в порядке расчетов, обусловленных договором, или безвозмездно. -------------------------------- [1] Комментарий к Федеральному Закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» Под ред. В.А. Вайпана. Юридический Дом «Юстицинформ», 2004. [2] СЗ РФ. 2002. N 39. Ст. 3804. [3] См.: Комментарий к Федеральному Закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Постатейный). А.Н. Борисов, С.Р. Гладких, А.П. Любимов, С.С. Щербинин. Под редакцией кандидата юридических наук В.А. Вайпана. Юридический Дом «Юстицинформ», 2004. [4] Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003) // СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369. [5] Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1995. № 9. [6] Российский налоговый курьер. 2000. N 11. [7]См.: Комментарий к Федеральному Закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Постатейный). А.Н. Борисов, С.Р. Гладких, А.П. Любимов, С.С. Щербинин. Под редакцией кандидата юридических наук В.А. Вайпана. Юридический Дом «Юстицинформ», 2004. [8] Комментарий к Федеральному Закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Постатейный). А.Н. Борисов, С.Р. Гладких, А.П. Любимов, С.С. Щербинин. Под редакцией кандидата юридических наук В.А. Вайпана. Юридический Дом «Юстицинформ», 2004. [9] СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 570. [10] СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447. [11] Комментарий к Федеральному Закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Постатейный). А.Н. Борисов, С.Р. Гладких, А.П. Любимов, С.С. Щербинин. Под редакцией кандидата юридических наук В.А. Вайпана. Юридический Дом «Юстицинформ», 2004. [12] Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2319; СЗ РФ. 2003. N 6. Ст. 505. [13] Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2322; СЗ РФ. 2002. N 50. Ст. 4927. [14] Там же. 1993. N 33. Ст. 1311. [15] Там же. 1993. N 36. Ст. 1436. | |
Категория: Договор продажи предприятия. Кислицына А.М. | | | |
Просмотров: 3548 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |