MENU
Главная » Файлы » Учебные материалы » Договор продажи предприятия. Кислицына А.М.

Особые случаи продажи предприятия. Часть 2. Кислицына А.М.
11.05.2012, 20:37
Кислицына А.М.
Глава 3. Особые случаи продажи предприятия. Часть 2.

Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. № 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности» утверждено Положение об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности[1], которое определяет порядок проведения инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности (далее - РНТД), полученные при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, полностью или частично финансировавшихся за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета РСФСР и той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, а также из средств государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с п. 2 Положения инвентаризация осуществляется организациями с учетом требований законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и отчетности, а также нормативных правовых актов о порядке проведения инвентаризации нематериальных активов организаций и включает дополнительно следующие мероприятия:

- осуществление научно-технического, правового и экономического анализа РНТД, в т.ч. отчетной научно-технической, проектной, конструкторской, технологической и другой документации, с целью выявления в них потенциально охраноспособных результатов, включая изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также секретов производства (ноу-хау) и РНТД, не являющихся объектами исключительных прав;

- идентификацию субъектов прав на выявленные результаты;

- разработку рекомендаций о получении (оформлении) правовой охраны на выявленные результаты и использование их в гражданском обороте.

На основании Постановления Правительства РФ от 14 января 2002 г. № 7 распоряжением Минимущества России ( в настоящее время Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Российской Федерации), Минпромнауки России и Минюста России от 22 мая 2002 г. № 1272-р/Р-8/149 утверждены Методические рекомендации по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности[2].

Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» перечень объектов (в т.ч. исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, должен утверждаться решением об условиях приватизации федерального имущества.

Статья 27 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» определяет особенности сделок, связанных с продажей имущественного комплекса унитарного предприятия

Например, указанной статьей предусмотрена возможность отказа от заключения договора купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия при существенных изменениях, произошедших в составе имущественного комплекса унитарного предприятия после опубликования информационного сообщения о продаже этого комплекса и до подписания передаточного акта.

Существенность изменений является оценочной категорией. Представляется, что при оценке изменений с точки зрения их существенности можно исходить из указанных в п. 1 ст. 451 ГК РФ критериев определения существенности изменения обстоятельств, являющихся основанием для изменения или расторжения договора. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В пункте 3 статьи 27 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлено дополнительное условие, при выполнении которого возможен переход к покупателю права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия - погашение задолженности (при ее наличии) по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.

Указанное положение о прекращении с момента перехода к покупателю права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия права хозяйственного ведения унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан, является изъятием из установленного в п. 1 ст. 300 ГК РФ и п. 3 ст. 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» общего правила о том, что при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.

Основанием государственной регистрации перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия к покупателю являются договор купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия, передаточный акт, а также документ, подтверждающий погашение задолженности (при ее наличии) по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.

С переходом права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия к покупателю прекращается унитарное предприятие, имущественный комплекс которого продан. В соответствии с данным правилом Закона о приватизации Постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2002 г. N 815[3] внесены изменения и дополнения в Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц»[4].

Согласно указанным изменениям и дополнениям основанием для внесения в государственный реестр записи о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан, является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом на основании следующих документов, представляемых Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом Российской Федерации, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом муниципального образования, принявшим решение об условиях приватизации:

- заявления о внесении в государственный реестр записи о прекращении унитарного предприятия в связи с продажей его имущественного комплекса;

- решения об условиях приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия;

- копии документа, подтверждающего государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс указанного унитарного предприятия к покупателю.

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. № 68 утверждена форма № Р16002 «Заявление о государственной регистрации прекращения унитарного предприятия в связи с продажей его имущественного комплекса»[5] и включена в качестве приложения № 16 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению»[6].

Важно обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со статьей 11 настоящего указанного Федерального закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными законом способами.

В соответствии с пункте 3 статьи 13 Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает пять миллионов минимальных размеров оплаты труда, а также имущества, соответствующего иным критериям, установленным Правительством Российской Федерации, может осуществляться:

путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

на аукционе;

на специализированном аукционе;

посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.

Приватизация имущества, не соответствующего указанным в пункте 3 статьи 13 указанного Закона критериям, может осуществляться:

путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

на аукционе;

на специализированном аукционе;

на конкурсе;

посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества.

В случае, если аукцион, специализированный аукцион или конкурс по продаже такого имущества был признан не состоявшимся в силу отсутствия заявок либо участия в нем одного покупателя, приватизация может быть осуществлена другим установленным пунктом 1 статьи 13 рассматриваемого Закона способом в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

Особенности приватизации объектов культурного наследия установлена статья 29 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры, а также выявленные объекты культурного наследия) могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены указанным Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (далее - охранное обязательство).

Условия охранных обязательств в отношении отнесенных к объектам культурного наследия архитектурных ансамблей, усадебных и дворцово-парковых комплексов, являющихся сложными вещами, распространяются на все их составные части.

Охранное обязательство оформляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и его условия подлежат включению в качестве существенных условий в договор купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект культурного наследия (памятник истории и культуры).

Государственная регистрация ограничений (обременений), установленных охранными обязательствами, осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект культурного наследия (памятник истории и культуры).

Охранное обязательство должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования.

В статье 43 Закона о приватизации от 21.12.2001 № 178-ФЗ установлены особенности приватизации объектов социально-культурного назначения и объектов коммунально-бытового назначения. Основной особенностью приватизации этих объектов является обязанность нового собственника сохранять в течение определенного срока профиль предприятия.

Указом Президента РФ от 10 января 1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» устанавливалось, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля. Срок сохранения профиля предприятия в Указе не устанавливался.

Приватизации подлежали объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением: объектов, не подлежащих приватизации в соответствии с законодательством РФ о приватизации; зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, в том числе встроенно-пристроенных (за исключением находящихся в границах территории предприятия), используемых предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания, для нужд организаций и учреждений социальной защиты населения, детских домов, домов ребенка, домов престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых; оздоровительных детских дач, лагерей; объектов транспортного и энергетического обеспечения данного региона; объектов и учреждений здравоохранения, обслуживающих жителей данного региона; жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций.

Подавляющее большинство объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения находятся в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности.

С целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и в соответствии с Указом Президента РФ от 28 октября 1994 г. № 2027 «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» Правительство РФ приняло Постановление от 7 марта 1995 г. № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» (в ред. Постановления Правительства РФ от 27 августа 1999 г. № 966). Указанным Постановлением утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.[7]

Кроме того, было установлено, что для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность:

- предприятия, находящиеся в стадии приватизации, вносят перечни таких объектов в планы приватизации отдельным разделом;

- предприятия, планы приватизации которых утверждены, вносят в установленном порядке изменения в планы приватизации, включая в них перечни передаваемых объектов.

Утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность (п. 3 Постановления).

Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, и в ведении казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), создаваемых в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1003 «О реформе государственных предприятий», передаются в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность в порядке, установленном распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» (п. 4 Постановления).

Следует отметить, что в соответствии с п. 15 ст. 43 Федерального закона о приватизации N 178-ФЗ при приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта не могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и объекты коммунально-бытового назначения (то есть не применяются положения п. 1 ст. 30 рассматриваемого Федерального закона).

Таким образом, объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению:

- объектов, обеспечивающих нужды органов социальной защиты населения, в том числе детских домов, домов ребенка, домов для престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых;

- объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения;

- детских оздоровительных комплексов (дач, лагерей);

- жилищного фонда и объектов его инфраструктуры;

- объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.

Изменение назначения объектов социально-культурного назначения и объектов коммунально-бытового назначения осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, разрешенные для приватизации, но не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, могут приватизироваться отдельно в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ.

Обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем пять лет с момента приватизации.

Моментом приватизации следует считать дату государственной регистрации права собственности и договора, на основании которого приватизирован соответствующий объект социально-культурного или коммунально-бытового назначения.[8]

Значительными особенностями отличается продажа предприятия (бизнеса) организации - должника при применении к ней процедур несостоятельности (банкротства).

Продажа принадлежащего должнику предприятия как имущественного комплекса допускается при применении к должнику таких процедур банкротства, как внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» продажа предприятия может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих крупных сделок должника. В решении о продаже предприятия должно содержаться указание на минимальную цену продажи предприятия.

В ходе внешнего управления продажа предприятия (бизнеса) должника возможна, если это предусмотрено планом внешнего управления, который должен быть утвержден собранием кредиторов (ст. 83, 85 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Продажа предприятия - одно из наиболее серьезных мероприятий внешнего управления, проведение которого нуждается в детальной. Речь идет о заключении договора купли-продажи в отношении функционирующего, производящего продукцию (оказывающего услуги, выполняющего работы) предприятия.

Результатом продажи предприятия может являться получение средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов либо значительной их части. Очевидно, чем дольше длятся мероприятия конкурса (в том числе реабилитационные), тем более снижается стоимость бизнеса. Поэтому прокредиторские системы построения законодательства о банкротстве исходят из того, что бизнес должен быть продан как можно быстрее (пока его стоимость не уменьшилась), даже если должника после этого придется ликвидировать; продолжниковые системы не допускают продажу бизнеса, если он нужен для восстановления платежеспособности должника.[9]

В отличие от договора продажи предприятия (§ 8 гл. 30 ГК), при продаже предприятия (бизнеса) должника Законом «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не включаются в состав предприятия, т.е. предприятие продается без долгов, связанных с этим имущественным комплексом, которые образовались до возбуждения дела о банкротстве в арбитражном суде.

Таким образом, Закон изъял из состава предприятия важнейший элемент - долги, т.е. обязательства и обязанности должника. Этим определяется сущность продажи бизнеса в конкурсном праве - предприятие продается покупателю свободным от долгов, т.е. покупатель получает имущество, не обремененное обязательствами; уплачивает его стоимость (которая с учетом названных обстоятельств может быть достаточно высокой); средства поступают должнику и распределяются между кредиторами.

При этом речь идет не абсолютно о всех долгах, а о долгах старых, возникших до возбуждения конкурсного процесса.[10]

Продажа предприятия (бизнеса) должника производится путем проведения открытых торгов. Внешний управляющий выступает в качестве организатора таких торгов либо привлекает в этих целях специализированную организацию. Однако планом внешнего управления может быть предусмотрено, что предприятие продается внешним управляющим по отдельному договору продажи, заключаемому с конкретным покупателем.

Внешний управляющий обязан опубликовать объявление о продаже предприятия на открытых торгах в официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Если в указанные в объявлении сроки будет получена заявка на приобретение предприятия лишь от одного участника, торги не проводятся. В этом случае должны быть организованы повторные торги, однако при наличии согласия собрания (комитета) кредиторов предприятие может быть продано по отдельному договору конкретному покупателю.

При проведении торгов в форме аукциона победитель торгов и их организатор в день проведения аукциона подписывают протокол, имеющий силу договора. Если торги организованы и проведены в форме конкурса (это допускается только в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», например, при продаже имущественного комплекса градообразующей или сельскохозяйственной организации), договор купли - продажи подписывается победителем конкурса и организатором торгов на основании протокола, подписываемого указанными лицами в день проведения конкурса, в срок не позднее двадцати дней с даты проведения конкурса.

В состав предприятия может входить как свободно оборотоспособное, так и ограниченное в обороте имущество. В последнем случае в соответствии с ч. 2 п. 4 статьи 110 Закона о банкротстве предприятие продается на закрытых торгах, в которых участвуют лица, обладающие правом иметь такое имущество в собственности либо на ином вещном праве.

В отличие от покупателя по договору продажи предприятия, регулируемому ГК, покупатель предприятия должника в отношениях, связанных с несостоятельностью (банкротством), в тех случаях, когда основной вид деятельности осуществляется только на основании разрешения (лицензии), вместе с предприятием приобретает преимущественное право на получение соответствующего разрешения.

Особый режим определен для такого имущества, как социально значимые объекты: дошкольные, школьные, лечебные, спортивные сооружения; объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения. Указанные объекты подлежат продаже с соблюдением общих правил, установленных ст. 110 Закона о банкротстве (для продажи предприятия как имущественного комплекса в рамках внешнего управления), но с соблюдением требований п. 4 статьи 132 Закона о банкротстве - торги проводятся в форме конкурса, одним из обязательных условий которого является сохранение целевого назначения объектов. Иначе говоря, покупатель-собственник ограничивается в своем праве собственности (это возможно в соответствии с законом); он обязан содержать и использовать эксплуатацию социально значимых объектов в соответствии с требованием ч. 2 п. 4 указанной статьи. После проведения конкурса покупатель заключает с органом местного самоуправления особый договор об исполнении условий конкурса. При этом цена социально значимого объекта должна определяться независимым оценщиком. Средства, выплачиваемые покупателем, поступают в конкурсную массу (и впоследствии распределяются между кредиторами), а контроль за исполнением соглашения (т.е. условий конкурса) осуществляют органы местного самоуправления. Эти органы могут подавать в суд иски о расторжении названных соглашений и договоров купли-продажи на основании существенных нарушений, допущенных покупателем в связи с эксплуатацией социально значимых объектов.

Если по решению суда договор и соглашение будут расторгнуты, то покупатель в силу ч. 6 п. 4 указанной статьи на основании решения суда будет обязан передать объект органу местного самоуправления и сможет потребовать выплаты его стоимости не от должника (который к тому времени, возможно, будет ликвидирован), а из местного бюджета.

Помимо условия о целевом использовании (которое является обязательным в силу Закона о банкротстве) возможно установление и иных условий конкурса, которые разрабатываются органом местного самоуправления и выносятся им на обсуждение собрания (комитета) кредиторов (несоблюдение любых условий влечет последствия, о которых говорилось выше).

Отметим еще одну проблему социального характера, которая, возможно, возникнет при продаже указанных объектов (а также при продаже предприятий в соответствии с п. 6 ст. 139 Закона о банкротстве). Дело в том, что такая продажа происходит во время конкурсного производства, введение которого предполагает увольнение работников (ч. 4 п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве), но осуществляется в соответствии с правилами, установленными для внешнего управления (ч. 3 п. 3 ст. 110 Закона о банкротстве определяет, что все трудовые договоры сохраняют силу). Приоритет указанных норм здесь определить крайне сложно.[11]

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» установлены особенности продажи имущественных комплексов различных категорий должников – предприятий и организаций.

Например, особенности продажи предприятия (бизнеса) градообразующего должника определяет статья 175 Закона о банкротстве. Такая продажа может быть осуществлена на стадиях внешнего управления и конкурсного производства. Предприятие продается в порядке и на условиях, которые установлены ст. 110, 111, 139 Закона о банкротстве, если не было подано ходатайство органа местного самоуправления либо федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ, а также если ходатайство было подано, но продать предприятие в соответствии с ним не удалось.

Означает ли вышеизложенное, что при наличии названного ходатайства для осуществления продажи бизнеса не имеют значения ни воля учредителей (участников) должника, ни позиция собрания кредиторов? Из буквального толкования норм комментируемой статьи следует положительный ответ на этот вопрос, что представляется не вполне логичным.

Таким образом, в первую очередь предприятие градообразующего должника подлежит продаже на основании ходатайства публично-правовых органов. При этом статья 175 Закона о банкротстве не содержит указания ни на обязанность арбитражного управляющего запросить это ходатайство, ни на сроки, по прошествии которых ходатайство считается неподанным. Однако из смысла положений указанной статьи следует, что в интересах управляющего такое ходатайство запросить, указав, что ответ ожидается в разумные сроки, после чего предприятие будет продано по общим правилам Закона.

Смысл рассматриваемого ходатайства в том, что в соответствии с ним в договор купли-продажи предприятия должно быть включено условие (являющееся существенным) о сохранении рабочих мест не менее чем для 50% работников предприятия на дату продажи и в течение определенного (но не менее чем трехгодичного) срока.

В договор купли-продажи по предложению публично-правовых органов могут быть включены и иные условия, например о сохранении целевого назначения имущества, однако для этого необходима воля кредиторов, выраженная ими путем голосования на собрании (в соответствии со ст. 15 Закона о банкротстве).

Последствия неисполнения обеих категорий условий, указанных в ходатайстве (как обязательных, так и включенных в договор купли-продажи по воле кредиторов), одинаковы и состоят в том, что при неисполнении этих условий договор может быть расторгнут. Результат расторжения договора купли-продажи - передача предприятия не должнику, который, возможно, к тому моменту будет ликвидирован, а муниципальному образованию, которое возмещает покупателю средства, уплаченные за предприятие, а также инвестиции, осуществленные в течение владения предприятием.[12]

Следует отметить, что продажа бизнеса - действенное мероприятие внешнего управления. Однако на практике это мероприятие нередко используется недобросовестными субъектами не для восстановления платежеспособности должника, а для передачи бизнеса заинтересованным лицам путем использования положений конкурсного права (при этом, очевидно, использование данных положений не соответствует целям конкурсного права, что представляется недопустимым). Во избежание данных злоупотреблений необходимо указать в Законе (либо в рамках толкования Закона), что включение в план внешнего управления продажи бизнеса допускается только при обоснованной невозможности восстановить платежеспособность должника другими способами, например путем реализации дебиторской задолженности либо продажи отдельных видов имущества.

--------------------------

[1] СЗ РФ. 2002. N 3. Ст. 218.

[2] Справочные правовые системы.

[3] СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4597.

[4] СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2585.

[5] СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 642.

[6] СЗ РФ. 2002. N 26.

[7] Комментарий к Федеральному Закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» Под ред. В.А. Вайпана. Юридический Дом «Юстицинформ», 2004.

[8] См.: Комментарий к Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» Под ред. В.А. Вайпана. Юридический Дом «Юстицинформ», 2004.

[9] Комментарий к Федеральному Закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный). М.В. Телюкина / Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2003.

[10] Комментарий к Федеральному Закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный). М.В. Телюкина / Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2003.

[11] См.: Комментарий к Федеральному Закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный). М.В. Телюкина / Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2003.

[12] См.: Комментарий к Федеральному Закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный). М.В. Телюкина / Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2003.
Категория: Договор продажи предприятия. Кислицына А.М. | Добавил: GOD | Теги: А.М., продажи, 3., случаи, особые, Кислицына, часть, предприятия., Глава, 2.
Просмотров: 3362 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]